Акустические системы. Музыкальная акустика

Акустика музыкальная (от греч. ἀκούω - слышу) - одно из направлений общей акустики, наука, изучающая объективные физические закономерности музыкального звука: его возникновение и создание (акустика музыкальных инструментов, акустика речи и пения, электроакустика); распространение (архитектурная акустика, звукозапись, трансляция); восприятие (психоакустика - акустика человеческого слуха). Музыкальная акустика является также областью музыковедения . Она исследует такие явления, как высота, громкость, длительность и тембр музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальные системы и строи, музыкальный слух, особенности музыкальных инструментов и человеческого голоса. В музыкальной акустике используются данные и применяются методы общей физической акустики, занимающейся изучением процессов возникновения и распространения звука. Музыкальная акустика связана с другими отраслями музыковедения , такими как гармония , теория музыки, оркестровка, инструментоведение, музыкальная психология и др. Термин «музыкальная акустика» был введен в науку в 1898 швейцарским ученым-акустиком А.Жанкьером («Основы музыкальной акустики»).

На протяжении долгого времени основным объектом изучения музыкальной акустики были численные соотношения между частотами звуков, образующих интервалы, лады, музыкальные системы и т.д. Позже в музыкальную акустику были включены разделы, связанные с изучением объективными способами особенностей музыкального инструментария и человеческого голоса, закономерностей исполнительского творчества и музыкального восприятия.

История музыкальной акустики как научного направления берет начало в учениях древнегреческих (Пифагор и его школа, Аристотель), китайских (Люй Бу-вэй) и др. философов и музыкантов, давших математическое обоснование музыкальных систем, интервалов и ладов, установивших связь высоты звука с частотой колебаний струн, а также законы отражения и поглощения звуковых волн в помещении.

Дальнейшее развитие музыкальной акустики связано с деятельностью ученых и музыкантов XVI-XVII веков Л.да Винчи, Дж.Царлино, Г.Галилея, М.Мерсена, Ж.Совёра, Р.Бойля и др., накопивших значительный объем экспериментальных знаний. XVIII век - период развития теоретической музыкальной акустики в трудах Д. Бернулли, Л.Эйлера, Е.Хладни. Открытия этих ученых позволили приступить к акустическому анализу механизмов звукообразования в музыкальных инструментах, что дало возможность развивать и совершенствовать последние.

В XIX в. значительный вклад в развитие музыкальной акустики внес выдающийся немецкий физик, математик, физиолог и психолог Г. Гельмгольц , разработавший резонансную теорию слуха. Ее основные положения изложены ученым в труде «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» («Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik», 1863). Согласно резонансной теории слуха восприятие высоты звука есть результат резонансного возбуждения настроенного на различные частоты волокон кортиева органа. Труды Гельмгольца стали фундаментом для развития в конце XIX в. самостоятельного направления науки - психоакустики. Развитие музыкальной акустики в конце XIX - нач. XX вв. продолжили немецкие ученые К.Штумпф и В.Кёлер, изучавшие объективными способами механизмы ощущения и восприятия звуковых колебаний. В 1891 был опубликован труд Г. «Акустика с точки зрения музыкальной науки. Таким образом, к концу XIX в. сформировались основные направления музыкальной акустики, занимающиеся проблемами создания, распространения и восприятия музыкальных звуков.

В XX в. область исследований музыкальной акустики продолжает расширяться: в нее включаются разделы, связанные с изучением объективных характеристик различных музыкальных инструментов, а также акустики студий звукозаписи, радио и телестудий, воспроизведения записанной музыки, реставрации записей, стереофонической записи и др. В конце XX в. в акустике сформировалось новое направление «аурализация» (термин М. Клейнера), основанная на компьютерных технологиях. Цель аурализации - создание трехмерных виртуальных моделей любых помещений, дающее возможность воспроизвести звучание музыки и речи в любых залах, в том числе и только проектируемых. Проблемами музыкальной акустики занимаются крупные центры: IRCAM (Франция), Стэнфордский университет (США), Кэмбриджский университет (Великобритания), Институт музыкальной акустики (Австрия), Шведская академия музыки и др.

Существенный вклад в развитие современной музыкальной акустики внесли русские ученые Н.А. Гарбузов (зонная концепция музыкального слуха), А.А. Володин (теория звуковысотного восприятия), Л.С.Термен (электроакустические измерения), А.В. Римский-Корсаков, Е.В. Назайкинский , Ю.Н.Рагс, В.П. Морозов, И.А. Алдошина . Развитие их теорий привело к разработке новых методов исследования. Зонная концепция музыкального слуха Гарбузова сделала возможной расшифровку и анализ исполнительских оттенков в интонировании, динамике, темпе и ритме, опирающиеся на объективные данные, характеризующие музыкальное звучание, художественное исполнение. Теория звуковысотного восприятия Володина дала метод анализа музыкальных звуков, основанный на выделении частичных тонов из сложного звукового спектра и измерении их относительной интенсивности. Эксперименты в области электроакустических измерений привели к новым методам исследования в акустике музыкальных инструментов. Значительный вклад в развитие музыкальной акустики внесли труды и деятельность И.А.Алдошиной .

Новые современные направления музыкальной акустики связаны с созданием спектральной, акустической, микротоновой и др. музыки при помощи компьютерных технологий (Студия электронной музыки и Термен-центр при МГК имени П.И.Чайковского, компьютерная лаборатория NTONYX при Новосибиоской государственной консерватории и др.)

Литература: Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Музыковедение». - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.

Ощущение, которое складывается от любого медиа-пространства - от масштабного кинотеатра до домашней «сцены» - во многом зависит от того, насколько качественно в нем выстроен звук. Это оборудование, без которого нельзя создать по-настоящему уютное кафе или клуб, где выступают музыканты. Без звукового сопровождения не обходятся стадионы, конференц-холлы, торгово-развлекательные комплексы и всевозможные шоу-центры.

Высококачественная акустическая система дает возможность поразить, привлечь и удержать аудиторию, быстро создать правильное впечатление. Информация, передаваемая по аудиоканалам, воздействует на эмоциональную сферу и психику человека напрямую, и ошибки, недостатки звука обходятся дорого. Это не значит, что на оборудование придется потратить чрезмерно много и цена окажется «неподъемной» - в нашем интернет-магазине вы всегда сможете купить акустическую систему недорого. Консультанты помогут правильно подобрать все составляющие, рассчитать мощность, количество элементов в системе, чтобы обеспечить нужный заказчику эффект с наибольшим «КПД» от вложений.

Профессиональные акустические системы и оборудование - широкие возможности и демократичные цены

«Свет и Музыка» - магазин, который поможет покупателям увеличить средний размер чека в коммерческом заведении и создать особую атмосферу дома. Приобретая у нас профессиональные акустические системы, заказчики смогут оснастить медиа-комплекс всем необходимым оборудованием, от сложных заэкранных устройств для кинотеатров до динамиков и комплектующих. Мы работаем на рынке около 20 лет и за это время создали надежную, разветвленную сеть агентских связей и наладили собственное производство. Это дает нам возможность оптимизировать стоимость оборудования - в магазине вы найдете доступную, но стопроцентно качественную продукцию, уровень которой вас приятно поразит. Сотрудничая с нами, заказчики получают:

  • профессиональный подход - мы индивидуально консультируем покупателей, помогая им сориентироваться в нашем ассортименте и выбрать наиболее подходящие им системы;
  • удобное и надежное партнерство с официальным представителем магазина - у нас есть отделения в тринадцати городах и развитая дилерская сеть;
  • широкий выбор - у нас нужные товары найдут музыканты и организаторы зрелищных мероприятий. владельцы концертных, спортивных залов и медиа-комплексов, образовательных учреждений и так далее.

Мы поможем вам организовать звук на сцене рок-клуба или в караоке-зале, предложим оптимально подходящий комплект для репетиционной «точки». С нашими акустическими системами, музыкальными инструментами и техникой вы сможете реализовать потенциал пространства, воплотить творческий замысел, удивить и впечатлить посетителей и получить нужный вам результат - в том числе, и финансовый.

Акустика музыкальная – наука, изучающая природу музыкальных звуков и созвучий, а также музыкальные системы и строи. Своей основой она имеет физическую акустику (законы колебания упругих тел, законы резонанса, интерференции звуков и т.д.) и психофизиологию слуха (свойства органа слуха, слуховых ощущений, восприятий и представлений). В свою очередь, музыкальная акустика служит основой для понимания ряда явлений, рассматриваемых в учении о гармонии (консонанс и диссонанс, построение и соединение созвучий, зависимость их звучания от регистра, образование ладов и т.д.), в инструментоведении (звуковые качества музыкальных инструментов, а также певческих голосов, музыкальный строй и настройка музыкальных инструментов), в оркестровке (сочетания тембров музыкальных инструментов, искажения созвучий тонами совпадения и комбинационными тонами, маскировка звуков звуками).

Основной объект изучения музыкальной акустики – музыкальный звук. В музыке употребляются главным образом звуки, обладающие определенной высотой, тембром и громкостью (собственно музыкальные звуки). Звуки, обладающие двумя свойствами – тембром и громкостью (музыкальные шумы), могут также найти место в музыкальном произведении, но лишь при определенных условиях и в ограниченных масштабах. Наш слух воспринимает звуки приблизительно в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду, частотный же диапазон звуков, применяемых в музыке, находится в пределах от 16 до 4 500 герц (приблизительно). Звуки с частотой свыше 4 500 герц бедны обертонами и поэтому маловыразительны. Громкостный диапазон звуков, применяемых в музыке, также значительно уже диапазона звуков, воспринимаемых нашим слухом. Звуки, близкие к слуховому порогу (очень тихие) и звуки, близкие к болевому порогу (очень громкие), как правило, не применяются в музыке, т.к. первые требуют от нас напряженного внимания, вторые вызывают в нашем органе слуха неприятное давление и болевые ощущения.

Злоупотребление шумами и звуками, находящимися за пределами обычных норм художественного восприятия, является одной из характерных черт современной рок-музыки.

Музыкальная практика чаще всего пользуется созвучиями, в основе которых лежит терцовое соотношение звуков. Этот факт объясняется тем, что терции обладают сравнительно с другими интервалами особой характерностью: большая терция звучит мажорно, малая – минорно. Связь между звуками, образующими созвучие, обусловленная общими обертонами, может быть сильной и слабой. В зависимости от характера связей между звуками созвучие может звучать мягко (консонанс) и жестко (диссонанс). Связями между звуками объясняется также последовательность созвучий, наиболее часто встречающаяся в музыкальной практике. Организация звуков по высоте образует звуковую (музыкальную) систему. Звуковые системы возникли путем слухового отбора звуков, зависящего от различных социально обусловленных эстетических принципов.

Всякая звуковая система характеризуется: диапазоном (расстоянием между ее крайними по высоте звуками) и звуковым заполнением (количеством звуков в пределах диапазона и их интервальными соотношениями). Расположение звуков в последовательном порядке по возрастающей или убывающей высоте дает звукоряд. Для определения диапазона системы пользуются звукорядом, сведенным в гамму, т.е. сжатым до границ, не превышающих одну октаву. Например, звукоряд можно изложить в виде гаммы. Различают трехзвуковые системы (например, в диапазоне кварты), пятизвуковые (в диапазоне сексты или септимы), семизвуковые (в пределах септимы) и т.п. Звуковые системы возникают в практике музыкального искусства – народного и профессионального. Стремление определить и зафиксировать при помощи математических формул частотные (высотные) отношения между звуками музыкальных систем приводит к созданию математических строев. Эти строи служат основой для настройки музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (например, 12-звуковой равномерно темперированный строй, принятый в музыке) и носят чисто теоретический (математический) характер. В пении, вообще не опирающемся на фиксированный звукоряд, а также при исполнении на инструментах с частично фиксированной высотой звуков (например, скрипка с ее четырьмя настроенными струнами) и на духовых инструментах реальное звучание лишь приблизительно соответствует математическим расчетам, характеризующим тот или иной строй. Но даже у инструментов с полностью фиксированным звукорядом (фортепиано) настройка в каждом отдельном случае производится с большим или меньшим приближением к математически точной высоте («приближённый строй») и с течением времени (в частности, в связи с употреблением инструмента) подвергается изменениям, не улавливаемым в определенной звуковой зоне нашим слухом.

Гарбузов Николай Александрович (1880 – 1955) – советский музыковед, исследователь в области музыкальной акустики и психологии, доктор искусствоведческих наук. Окончил в 1906 г. Горный институт в Петербурге и в 1916 – Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классам А.Н.Корещенко (композиция) и А.Д.Кастальского (полифония). Научная и музыкально-педагогическая деятельность Гарбузова началась в советские годы. В 1921-31 гг. он был директором Государственного института музыкальной науки (ГИМН). С 1923 – профессор музыкальной акустики и руководитель (с 1937) акустической лаборатории Московской консерватории. Гарбузов – автор научных трудов по музыкальной акустике, теории музыки, русскому народному многоголосию, музыкальной психологии. Его работы посвящены изучению акустических явлений в их применении к практике композиции и исполнительства. Разработанная Гарбузовым в 20-30 гг. теория многоосновности ладов и созвучий ставила задачей вывести из законов акустики ладово-гармоническое строение музыкальной речи, но при этом переоценивала роль акустических отношений в установлении музыкальных закономерностей. Наибольшее значение имеют исследования Гарбузова в области зонной природы слуховых восприятий. Гарбузов устанавливает, что нашим представлениям о высоте звуков соответствуют не частоты колебаний, но полосы частот, или зоны, и дает новое объяснение многим явлениям музыкальной психологии, теории музыки и музыкально-исполнительской практики.

Зона (в музыке) – область, в пределах которой данный звук или интервал может иметь различные количественные выражения, сохраняя при этом свое качество и название. Например, качество и название интервала остаются постоянными в определенных границах при различных частотных отношениях между звуками этого интервала (зона большой секунды, малой терции и т.п.); звук ля 1-й октавы воспринимается как неизменный при частотах 435, 437, 440, 443 и т.д., отклоняясь до ¼ тона (+- 1/8). На зонной природе слуха основано так называемое свободное интонирование музыки исполнителями на инструментах с частично фиксированным строем (скрипке и др.) и певцами. Зоны наблюдаются также в области темпа и ритма (временные зоны).

Литература:

  1. Музыкальная акустика. Ред. Н.А. Гарбузова. – М.-Л., 1940.
  2. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. – М.-Л., 1948.
  3. Гарбузов Н.А. Сочинения: Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 1-2. – М., 1928-1932.
  4. Гарбузов Н.А. О многоголосии русской народной песни. – М.-Л., 1939.
  5. Гарбузов Н.А. Древнерусское народное многоголосие. – М.-Л., 1948.
  6. Гарбузов Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. – М.-Л., 1951.

Музыкальный). Занимается изучением музыкального слуха (см. Слух музыкальный), исследованием музыкальных инструментов (См. Музыкальные инструменты) и человеческих голосов (см. Голос певческий). Выясняет, как физические и психофизиологические закономерности музыки отражаются в специфических законах этого искусства и воздействуют на их эволюцию. В М. а. используются данные и методы общей физической акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса. М. а. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии (См. Гармония), музыкальных инструментов, инструментовки (См. Инструментовка) и т. д.

Как раздел музыкальной теории М. а. зародилась ещё в учениях древних философов и музыкантов. Значительный этап в развитии М. а. связан с именем выдающегося немецкого учёного-физика и физиолога 19 в. Г. Гельмгольца, выдвинувшего первую законченную концепцию физиологии звуковысотного слуха - так называемую резонансную теорию слуха. Большой вклад в развитие М. а. внесли в конце 19 - начале 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия), которые ввели в неё учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) различных объективных сторон звуковых колебаний. В 20 в. сфера М. а. ещё более расширяется. Развивается метод анализа музыкальных звуков, основанный на выделении из сложного звукового спектра частичных тонов и измерении их относительной интенсивности, приобретший большое значение в акустике певческого голоса и музыкальных инструментов. Разрабатываются вопросы акустики радиостудий, студий звукозаписи, стереофонической записи и воспроизведения звука. Важный этап в развитии современной М. а. связан с исследованиями советского музыковеда и учёного-акустика Н. А. Гарбузова, выдвинувшего теорию слухового восприятия, исходящую из зонной концепции музыкального слуха (см. Зона). Всеобщее признание получила и работа советских специалистов Л. С. Термена и А. А. Володина в области электромузыкальных инструментов, а также разработанная последним теория звуковысотного восприятия, согласно которой воспринимаемая человеком высота звука определяется не одной лишь частотой колебаний его основного тона, но всем его гармоническим спектром.

Лит.: Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. с нем., М., 1898; Римский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, «Изв. АН СССР», Серия физическая, 1949, т. 13, № 6; Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, в. 1, М., 1970; Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Köhler W., Akustische Untersuchungen, «Zeitschrift für Psychologie», 1910-13, Bd 54, 58,64; Wood A., Acoustics, N. Y., ; Backus J., The acoustical foundations of music, N. Y., . См. также лит. при ст. Гарбузов Н. А.

Е. В. Назайкинский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Музыкальная акустика" в других словарях:

    Акустика - получить на Академике актуальный промокод на скидку Эльдорадо или выгодно акустика купить с дисконтом на распродаже в Эльдорадо

    Музыкальная акустика раздел акустики, изучающий физические свойства музыкальных звуков. Как и общая акустика, музыкальная акустика междисциплинарная наука. В своих исследованиях она привлекает данные и (частично) понятийный аппарат… … Википедия

    Наука, изучающая объективные физические закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. Динамика в музыке) музыкальных звуков (см. Звук музыкальный), явление консонанса… …

    Область акустики, в к рой изучают объективные физ. закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. Исследуют хар ки муз. звуков (высоту, громкость, спектр, переходные процессы и др.), разл. муз. системы и строп. М. а. изучает… … Физическая энциклопедия

    Наука, изучающая объективные физические закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. Динамика в музыке) музыкальных звуков (см. Звук музыкальный), явления консонанса… … Энциклопедический словарь

    АКУСТИКА - (от греч. akouo слушаю), учение о звуке, одна из древнейших и наиболее развитых отраслей физики. Акустика может быть разделена на 1) общую, 2) физиологическую, 3) атмосферную, 4) архитектурную, 5) музыкальную. Общая акустика изучает процессы… … Большая медицинская энциклопедия

    Акустика - Акустика. Спектры звука различных музыкальных инструментов. АКУСТИКА (от греческого akustikos слуховой), в широком смысле раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 1013 Гц); в узком смысле учение о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от греческого akustikos слуховой), в широком смысле раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 1013 Гц); в узком смысле учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением… … Современная энциклопедия

    - (от греч. akustikos слуховой) в широком смысле раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 1013 Гц); в узком смысле учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением закономерностей… … Большой Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Акустика (значения). Акустика (от греч. ἀκούω (акуо) слышу) наука о звуке, изучающая физическую природу звука и проблемы, связанные с его возникновением, распространением, восприятием… … Википедия

    И; ж. [от греч. akustikos слуховой]. 1. Раздел физики, изучающий упругие волны от самых низких до самых высоких частот (инфразвук, звук, ультразвук и гиперзвук); учение о звуке вообще. Общая, теоретическая а. 2. Звуковая характеристика какого л.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Научные сочинения в 3-х томах. Том 2. Общие вопросы естествознания , Гете Иоганн Вольфганг. Второй том настоящего издания продолжает знакомить читателя с сочинениями великого немецкого поэта, посвященными наукам о природе. Публикуемые работы Гёте-естествоиспытателя объединены в…

(от греч. axoystixos - слуховой) - наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с её восприятием и исполнением. А. м. исследует такие явления, как высота, громкость, тембр и длительность муз. звуков, консонанс и диссонанс, муз. системы и строи. Она занимается изучением муз. слуха, исследованием муз. инструментов и человеч. голосов. Одна из центральных проблем А. м. - выяснение того, как физич. и психофизиологич. закономерности музыки отражаются в специфич. законах этого иск-ва и воздействуют на их эволюцию. В А. м. широко используются данные и методы общей физич. акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса (физиологич. акустикой). А. м. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, инструментоведения, оркестровки и т.д.
Как раздел муз. теории А. м. зародилась ещё в учениях древних философов и музыкантов. Так, напр., математич. основы муз. систем, интервалов и строев были известны в Др. Греции (пифагорейская школа), в Ср. Азии (Ибн Сина), Китае (Люй Бу-вэй) и др. странах. Развитие А. м. связано с именами Дж. Царлино (Италия), М. Мерсенна, Ж. Совёра, Ж. Рамо (Франция), Л. Эйлера (Россия), Э. Хладни, Г. Ома (Германия) и мн. др. музыкантов и учёных. В течение долгого времени осн. объектом муз. акустики были численные соотношения между частотами звуков в муз. интервалах, строях и системах. Др. разделы появились значительно позднее и были подготовлены практикой изготовления муз. инструментов, педагогич. изысканиями. Так, закономерности построения муз. инструментов эмпирически отыскивались мастерами, акустикой певческого голоса интересовались певцы-исполнители и педагоги.
Значит. этап в развитии А. м. связан с именем выдающегося нем. учёного-физика и физиолога Г. Гельмгольца. В книге "Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки" ("Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik", 1863) Гельмгольц изложил результаты своих наблюдений и экспериментов над муз. звуками и их восприятием. В этом исследовании была дана первая законченная концепция физиологии звуковысотного слуха, известная под назв. резонансной теории слуха. Она объясняет восприятие высоты звука как результат резонансного возбуждения настроенных на разл. частоты волокон кортиева органа. Явления диссонанса и консонанса Гельмгольц объяснял биениями. Акустич. теория Гельмгольца сохранила ценность, хотя нек-рые её положения не соответствуют совр. представлениям о механизме слуха.
Большой вклад в развитие психофизиологии и акустики слуха внесли в конце 19 - нач. 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия). Исследования этих учёных расширили А. м. как науч. дисциплину; в неё вошло учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) разл. объективных сторон звуковых колебаний.
В 20 в.развитие А. м. характеризуется дальнейшим расширением сферы исследований, включением разделов, связанных с объективными характеристиками разл. муз. инструментов. Это было вызвано ростом муз. пром-сти, стремлением разработать для производства муз. инструментов прочную теоретич. основу. В 20 в.развивается метод анализа муз. звуков, основанный на выделении частичных тонов из сложного звукового спектра и измерении их относит. интенсивности. Методика эксперимент. исследований, опирающаяся на способы электроакустич. измерений, приобрела большое значение в акустике муз. инструментов.
Развитие радио и техники звукозаписи также способствовало расширению исследований по А. м. В центре внимания в этой области - проблемы акустики радиостудий и студий звукозаписи, воспроизведения записанной музыки, реставрации старых фонографич. записей. Большой интерес представляют работы, связанные с развитием стереофонич. звукозаписи и стереофонич. передачи музыки по радио.
Важный этап в развитии совр. А. м. связан с исследованиями сов. музыковеда и учёного-акустика Н. А. Гарбузова. В его работах наметилось и в значит. мере оформилось новое понимание самого предмета А. м. как раздела совр. теории музыки. Гарбузов разработал стройную теорию слухового восприятия, в к-рой центр. место занимает зонная концепция муз. слуха (см. Зона). Развитие зонной концепции привело к разработке методов расшифровки и анализа исполнительских оттенков в интонировании, динамике, темпе и ритме. При исследовании муз. творчества и восприятия, при изучении муз. произв. появилась возможность опираться на объективные данные, характеризующие муз. звучание, художеств. исполнение. Эта возможность существенна для разрешения многих музыковедческих проблем современности, напр. для выяснения соотношений интонации и лада в реально звучащем муз. произв., взаимосвязей исполнительского и композиторского компонентов художеств. целого, каким является звучащее, исполняемое, произв.
Если ранее А. м. сводилась гл. обр. к математич. объяснениям возникающих в муз. практике систем организации - ладов, интервалов, строев, то в дальнейшем акцент переместился на исследование объективными способами закономерностей исполнительского творчества и муз. восприятия.
Одним из разделов совр. А. м. является акустика певч. голоса. Существуют две теории, объясняющие механизм управления частотой колебаний голосовых связок - классич. миоэластич. теория и нейрохронаксич. теория, выдвинутая франц. учёным Р. Юссоном.
Акустикой электромузыкальных инструментов в СССР занимаются Л. С. Термен, А. А. Володин и др. Опираясь на метод синтеза звуковых спектров, Володин разработал теорию звуковысотного восприятия, согласно к-рой воспринимаемая человеком высота звука определяется его сложным гармонич. спектром, а не одной лишь частотой колебаний осн. тона. Эта теория представляет собой одно из крупнейших достижений советских учёных в области А. м. Развитие электромузыкальных инструментов вновь усилило интерес исследователей-акустиков к вопросам строя, темперации, возможностей управления свободной интонацией.
Являясь разделом теории музыки, А. м. не может рассматриваться как дисциплина, способная дать полное объяснение таких муз. явлений, как лад, строй, гармония, консонанс, диссонанс и др. Однако методы акустики и данные, получаемые с их помощью, позволяют музыковедам более объективно решать тот или иной науч. вопрос. Акустич. закономерности музыки в течение многовекового развития муз. культуры постоянно использовались для построения общественно значимой системы муз. языка, обладающей специфич. закономерностями, подчинёнными художеств.-эстетич. принципам.
Сов. специалисты по А. м. преодолели односторонность взглядов на природу музыки, характерную для учёных прошлого, к-рые преувеличивали значение физич. особенностей звука. Образцами применения данных А. м. в муз. теории являются работы сов. музыковедов Ю. Н. Тюлина ("Учение о гармонии"), Л. А. Мазеля ("О мелодии" и др.), С. С. Скребкова ("Как трактовать тональность?"). Концепция зонной природы слуха получила отражение в разл. музыковедч. работах и, в частности, в спец. исследованиях, посв. исполнительской интонации (работы О. Е. Сахалтуевой, Ю. Н. Рагса, Н. К. Переверзева и др.).
В числе задач, к-рые призвана решить совр. А. м., - объективное обоснование новых явлений лада и интонации в творчестве совр. композиторов, выяснение роли объективных акустич. факторов в процессе формирования муз. языка (звуковысотных, тембровых, динамич., пространственных и др.), дальнейшая разработка теории слуха, голоса, муз. восприятия, а также совершенствование методов исследования исполнительского творчества и восприятия музыки, методов, опирающихся на использование электроакустич. аппаратуры и техники звукозаписи.
Литература : Рабинович А. В., Краткий курс музыкальной акустики, М., 1930; Музыкальная акустика, сб. ст. под ред. Н. А. Гарбузова, М.-Л., 1948,М., 1954; Гарбузов H. A., Зонная природа звуковысотного слуха, М.-Л., 1948; его же, Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; его же, Внутризонный интонационный слух и методы его развития, М.-Л., 1951; его же, Зонная природа динамического слуха, М., 1955; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; rимский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, "Изв. Акад. наук СССР". Серия физическая, 1949, т. XIII, No 6; Барановский П. П., Юцевич Е. Е., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956; rагс Ю. Н., Интонирование мелодии в связи с некоторыми её элементами, в сб.: Труды кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, вып. 1, М., 1960, с. 338-355; Сахалтуева О. Е., О некоторых закономерностях интонирования в связи с формой, динамикой и ладом, там же, с. 356-378; Шерман Н. С., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964; Применение акустич. методов исследования в музыкознании, сб. ст., М., 1964; Лаборатория музыкальной акустики, сб. статей под ред. Е. В. Назайкинского, М., 1966; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Володин A. A., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; его же, Электрический синтез музыкальных звуков как основа исследования их восприятия, "Вопросы психологии", 1971, No 6; его же, О восприятии переходных процессов музыкальных звуков, там же, 1972, No 4; Назайкинский С. В., О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Helmholtz H. von, Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968, в рус. пер. - Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875; Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Riemann H., Die Akustik, Lpz., 1891; в рус. пер., M.,1898; Helmholtz H. von, Vorlesungen ьber die mathematischen Prinzipien der Akustik, в кн.: Vorlesungen ьber theoretische Physik, Bd 3, Lpz., 1879; в рус. пер. - СПБ, 1896; Kцhler W., Akustische Untersuchungen, Bd 1-3, "Zeitschrift fьr Psychologie", LIV, 1909, LVIII, 1910, LXIV, 1913; Riemann H., Katechismus der Akustik (Musikwissenschaft), Lpz., 1891, 1921; Schumann A., Die Akustik, Breslau, (1925); Trendelenburg F., Einfьhrung in die Akustik, В., 1939, В.-(а. о.), 1958; Wood A., Acoustics, L., 1947; его же, The physics of music, L., 1962; Bartholomew W. T., Acoustics of music, N. Y., 1951; Lоbachowski S., Drobner M., Akustyka muzyczna, Krakуw, 1953; Culver Сh., Musical acoustics, N. Y., 1956; Acoustique musicale, composйe de F. Canac, в кн.: Colloques internationaux de Centre National de la Recherche scientifique..., LXXXIV, P., 1959; Drobner M., Instrumentoznawstwo i akustyka. Podrecznik dla srednich szkуL muzycznych, Kr., 1963; Reinecke H. P., Experimentelle Beitrдge zur Psychologie des musikalischen Hцrens, Schriftenreihe des Musikwissenschaftlichen Instituts der Universitцt Hamburg, Hamb., 1964; Taylor S., Sound and music: a non-mathematical treatise on the physical constitution of musical sounds and harmony, including the chief acoustical discoveries of professor Helmholtz, L., 1873, reprint, N. Y.-L., 1967; Backus J., The acoustical foundations of music, N. Y., (1969). E. В. Назайкинский.

  • - , область физики, исследующая упругие колебания и волны от самых низких частот до предельно высоких частот, их вз-ствия с в-вом и разнообразные применения...

    Физическая энциклопедия

  • - в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких до самых высоких частот; в узком смысле - учение о звуке. Общая и теоретич...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - в антич. времена учение о восприятии звука. Др. вопросы, к-рые ныне относятся к совр. А., рассматр. в то время наукой о музыке и гармонии. Архит пришел к заключ., что гармонии, выраж. отношением натурал...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - , в античные времена - учение о восприятии звука. Другие вопросы, которые ныне относятся к совр. А., рассматривались в то время наукой о музыке и гармонии. Архит пришел к заключению, что гармонии, выраж...

    Словарь античности

  • - 1) раздел физики, в котором изучаются звуковые явления 2) звуковые условия помещения 1) авто слышимость музыки в авто 2) вообще вся аппаратура для...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - в узком смысле слова-учение о звуке, т. е. упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом...

    Словарь военных терминов

  • - в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низкихчастот до самых высоких, в узком смысле - учение о звуке. Один из существенных элементов научных основ фоноскопической экспертизы...

    Криминалистическая энциклопедия

  • - наука о звуке, преимущественно о свойствах звуковых волн. Архитекторы учитывают требования акустики при проектировании общественных зданий, таких как концертные и лекционные залы, чтобы обеспечить более...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - учение об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкости и твердых телах, их взаимодействии с веществами и применении для решения практических задач. В узком смысле - учение о звуке...

    Морской словарь

  • - взятое с греческого наименование учения о звуке. Звуком называют ощущение, воспринимаемое нашим органом слуха при ударе о барабанную перепонку его звуковых волн, производимых вибрацией упругих тел...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в узком смысле слова - учение о Звуке, т. е. об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом...
  • - см. Музыкальная акустика...

    Большая Советская энциклопедия

  • Современная энциклопедия

  • - в широком смысле - раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких; в узком смысле - учение о звуке...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - жен., греч. наука о природе и законах звука; часть физики, звукословие. Акустический зал, по законам акустики устроенный, для отголоска, или для наголоса...

    Толковый словарь Даля

"Акустика музыкальная" в книгах

Акустика

Из книги Путеводитель по оркестру и его задворкам автора Зисман Владимир Александрович

РОК-АКУСТИКА 12–14.01.90. Череповец

автора Дягилева Яна Станиславовна

РОК-АКУСТИКА 12–14.01.90. Череповец из статьи: ЧЕРЕПОВЕЦ: ТРИУМФ, УСПЕХ, ПРОВАЛ? …Так называемые рок-барды разнообразием не радовали. Тем более ярко выглядели на их фоне те трое, что заслужили овации - Янка, Андрей Цыбин и Алексей «Полковник» Хрынов. Последний был одарен

АКУСТИКА-90

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

АКУСТИКА-90 Вместе со всей страной передовое рок-н-ролльное движение с арьергардным попсом переходит от коллективных свершений к свершениям индивидуальным. Еще три года назад и позже провернуть какую-нибудь крупномасштабную акцию типа фестиваля было под силу лишь

Акустика. Apex Ltd. (CD)

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

Акустика. Apex Ltd. (CD) Трижды удостоенный отзывчатой дубиной по граненой башке, Продолжал настойчиво стучаться в ворота, пока не задохнулся От собственной дерзости… Запись сделана в феврале 1989 года и получила возможность увидеть свет благодаря Олегу Ковриге - счастливому

ЯНКА. Акустика

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

ЯНКА. Акустика Когда Янка Дягилева давала свои главные концерты и делала самые известные записи, перестройка была не то что в разгаре - стропила прямо-таки пылали и чадили, крыша ехала, а во всю ивановскую летели щепки и искры. И многие из тех, кто строгал перестройку в

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения

автора

1.2. Прикладное музыковедение. музыкальная журналистика и музыкальная критика в системе прикладного музыковедения Понятие «музыковедение», как и обозначение специалистов в этой области словом «музыковед» (или, в западном варианте, «музыколог»), обычно ассоциируется с

Музыкальная критика и музыкальная наука

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Музыкальная критика и музыкальная наука Изучением феномена музыки занимаются многие научные сферы: помимо собственно музыковедения, оно привлекает внимание искусствоведения разных направлений, эстетики, философии, истории, психологии, культурологии, семиотики, а

Акустика

Из книги Nautilus Pompilius автора Кушнир Александр

Акустика Скорее всего, отсчет событий, произошедших с “Наутилусом” в 1996 году, логичнее начать с презентационного концерта “Крыльев” в Санкт-Петербурге, состоявшегося в начале февраля. Если не учитывать последующих концертов в Красноярске, Вологде, Иваново и

15. Акустика

Из книги Медицинская физика автора Подколзина Вера Александровна

15. Акустика Акустика – область физики, исследующая упругие колебания и волны от самых низких частот до предельно высоких (1012–1013 Гц). Современная акустика охватывает широкий круг вопросов, в ней выделяют ряд разделов: физическая акустика, которая изучает особенности

Акустика

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Акустика Акустика – взятое с греческого наименование учения о звуке. Звуком называют ощущение, воспринимаемое нашим органом слуха, при ударе о барабанную перепонку его, звуковых волн (ряд последовательных сгущений и разрежений воздуха), производимых вибрацией упругих

Архитектурная акустика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Акустика

БСЭ

Акустика музыкальная

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Атмосферная акустика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АТ) автора БСЭ

Музыкальная акустика

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Просмотров