Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: «Времена года». Дидактическая игра «времена года» картотека на тему Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Игра с мячом «Бывает - не бывает»

Цель - развитие вербально - логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
Материал: мяч.
Ход игры:

Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Игра «Повтори, не ошибись»

Цель - закреплять названия месяцев (по временам года).

Ход игры:

Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни»

Цель - учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)

Ход игры:

Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

Игра с мячом «Продолжай»

Цель - закреплять умение называть признаки времён года.
Материал: мяч

Ход игры:

Дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.

Игра «Четвертый лишний»

Цель - учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Материал: картинки «Времена года»

Ход игры:

Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

Игра «Назови времена года, месяцы»

Цель - закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.
Материал: картинки из пособия «Всё о времени» (времена года и месяцы)

Ход игры:

Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.

Игра «Когда это бывает?»

Цель - уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей

Ход игры:

Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года. Например: желтый — осень, голубой — зима, зеленый — весна, красный — лето.
Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:
1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);
2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;
3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.
Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель - формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Ход игры:

Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Игра «Домики времён года»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.
Материал: 4 домика разного цвета (красный - лето, желтый - осень, голубой - зима, зелёный - весна). Картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.
Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Работа с часами «Времена года»

Цель - уточнение представлений о временах года, закрепление названий времён года, их последовательности.
Материал: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета (осень - желтый, зима - голубой, весна - зелёный, лето - красный).

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка:
- Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)
Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки.
Обращаем внимание на цвета секторов.
Затем педагог спрашивает у детей:
- Что вы сейчас называли? (Времена года) - Сколько всего времен года? («4 времени года»).
Задания для детей:
Педагог называет время года и просит ребёнка назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года: - Когда идет снег?
- Когда снег тает? и т.д.

Игра с мячом «Что за чем?»

Цель - закрепление последовательности времён года.
Материал: мяч.

Ход игры:
Дети встают в круг. Педагог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задаёт вопрос, ребенок, отвечая, бросает мяч обратно.
Варианты вопросов:
- Зима, а за нею?
- Весна, а за нею?
- Лето, а за ним?
- Осень, а за ней?
- Сколько времён года?
- Назови первый месяц осени и т.д.
Игра «Что сначала, что потом?»

Цель - уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: конверт с картинками с изображением разных периодов сезонов.

Ход игры:

По команде ведущего ребенок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Участники выставки:

Арапова Наталья Олеговна,

Клинкова Марина Зинуровна

воспитатели

МАДОУ д/с № 176 города Тюмени

дидактическая игра «Времена года» для детей 4 – 5 лет

Цель: Закрепление знаний о временах года. Развитие зрительной памяти, внимания, речи.

Задачи:

Учить определять время года по его характерным признакам;

Закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;

Упражнять детей в составлении короткого рассказа о времени года, историй по сюжету («Весна в лесу», «Лето в деревне» и др.);

Воспитывать бережное отношение к природе;

Учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе;

Находить, соответствующие данному времени года предметы и оживлять композицию различными фигурками;

Материалы:

Макет – основа с 3D - деревом;

Карточки, предметные фигурки, ткань для моделирования (речка, поляна, земля, грядка и др.).

Правила игры:

Вариант 1. Игра «Составь и объясни!»

Ход игры: Дети делятся на две команды по 3 – 4 человека. Одна команда задумывает время года или сюжет и составляет его на макете. Другая команда отгадывает задуманный составленный сюжет и составляет по нему рассказ. Вторая команда проверяет правильность ответа, дополняет рассказ.

Вариант 2. Игра «Что не так?»

Ход игры: Одна группа детей размещает несколько несоответствующих картинок или фигурок в разных секторах макета и предлагает другим детям поставить их туда, где они должны находиться, объяснив свой выбор.

Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры «Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок.

Галаова Залина
Дидактические игры на тему «Времена года»

Дидактические игры к макету «Пирамида»

Дидактическая игра «Дополни»

(Для детей 4-7 лет)

В игре участвует подгруппа детей из 3-4 человек.

Цель : Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, дополнить отдельно взятыми элементами по временам года .

Материал к игре : модель «Времена года » , картотека стихотворений и загадок по временам года , раздаточный материал к игре на каждого ребёнка.

Ход игры:

-«Когда это бывает?» Отгадывание загадки или зачитывание стихотворения о конкретном времени года ;

Рассматривание стороны пирамиды с изображением данного времени года ;

Выбрать сторону фишки, подходящая к нему;

Дидактическая игра «Что не по сезону?»

(Игра предназначена для детей в возрасте 3-7лет)

Цель : Развитие умений классифицировать одежду, обувь и головные уборы по существенным признакам.

Игровое оборудование :

Модель «Времена года » , кукла, одежда, сундучок для одежды (шкафчик) .

Задачи :

Ход игры : На столе макет «Времена года » , с одним из времён года . Перед макетом кукла в одежде, соответствующая данному сезону (с одной ошибкой)

Описывание времени года на макете , характерных признаков;

Рассматривание куклы, её одежды;

Выявление детали одежды куклы, одетая не по сезону.

Объяснение причины выявленной ошибки.

Дидактическая игра «Одень куклу по сезону»

(Для детей 3-7лет)

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Индивидуальная или подгрупповая совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная игровая деятельность детей.

Цель :

Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.

Задачи :

Закреплять умение правильно называть предметы одежды;

Формировать умение образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать в речи прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже, навыки общения (можно включить задачу обучения составлению простых предложений по вопросам);

Тренировать навыки последовательного одевания и раздевания;

Развивать пальчиковую моторику;

Игровое задание :

Правильно подобрать одежду и одеть куклу.

Правила игры :

Подбирать одежду по сезону, последовательно одевать куклу.

Игровое оборудование :

Модель «Времена года » , кукла с комплектами одежды : зима, весна, лето, осень; картинки с природными признаками всех времён года ; книжки с загадками по различным темам, картотеки сезонных примет.

кукла, одежда, сундучок для одежды (шкафчик) .

Ход игры:

(Воспитатель садится напротив детей. На столе макет «Времена года » . Возле неё на стульчике сидит кукла девочки) Предлагает детям выбрать один из времён года на макете . Проводится описание данного времени года .

Как одеваются люди… (называет выбранное детьми время года

Надо одеть Таню по сезону. Какую одежду будем одевать? (Ответы детей)

Откуда можно взять одежду? (из сундучка, из шкафа)

Вспомните, пожалуйста, как правильно надо одеваться на прогулку. (Ответы детей)

Ребята под руководством воспитателя или самостоятельно в нужной последовательности одевают куклу. Детям разрешается поспорить, стоит ли вещь одевать сейчас. То, что не понадобится кукле, дети убирают в сундук или шкаф. Воспитатель благодарит детей .

Публикации по теме:

«Времена года». Дидактические игры для младшей группы детского сада «Времена года». Дидактические игры для младшей группы детского сада. Дары осени. Цель: закрепить с детьми признаки осени (ранней, поздней,.

Представляю вашему вниманию подборку и изготовление дидактических игр на тему "Осень" для детей моей первой младшей группы. 1. Разрезные.

Дидактическая игра «Мама потерялась» В этой игре используются картинки с изображением диких и домашних животных и их детенышей. Детеныши.

Цели: обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные.

Конспект НОД в логопедической подготовительной к школе на тему “Времена года. Весна – игра “Что? Где? Когда?” Материалы и оборудование.

Тема занятия: «Месяцы и времена года» Цели занятия: формирование знания о временах года у детей старшего школьного возраста, научить их.

Презентация «Закрепление умения различать времена года по признакам и по сезонным изменениям. Лэпбук «Времена года» Лэпбук объединяет обучение и воспитание в целостный процесс и дает возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей.


3. Е. АГРАНОВИЧ
ВРЕМЕНА ГОДА






Художник Е. М. Воробьева

Агранович 3. Е.

А251 Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа / Худ. Е.М. Воробье-ва. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 8 с. вкл.

18ВМ 5-89814-102-2

Пособие включает методические рекомендации с приложением подборки загадок о временах года и четырех цветных сюжетных картин (образцов) по данной теме, а также 8 листов разрезного материала для фланелеграфа. Реко-мендуется для занятий по развитию речи (составление описательных и срав-нительных рассказов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях — массовых и компенсирующего вида, — а также для индивидуальных домашних занятий и игр с детьми. Та-кие занятия будут способствовать расширению и уточнению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в жи-вой и неживой природе, помогут активизировать речевую деятельность.

УДК 376.3 373.2 ББК74.3 74.102я Санкт-Петербург:< ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по разви-тию речи (составление описательных и сравнительных расска-зов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в до-школьных образовательных учреждениях — как массовых, так и компенсирующего вида. Советуем также родителям использо-вать его в индивидуальных занятиях и играх с детьми. Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению пред-ставлений дошкольников о временах года, о сезонных измене-ниях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи.

Пособие включает настоящие методические рекомендации с приложением подборки загадок о временах года и четырех цветных сюжетных картин (образцов) по данной теме, а также 8 листов разрезного материала для фланелеграфа.

Учить ребенка рассказывать — значит формировать его связ-ную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу рече-вого развития детей дошкольного возраста.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием мыш-ления. Средний и особенно старший дошкольный возраст — это период значительных изменений в мышлении: расширяется кругозор ребенка, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения; ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, что сказывается и на его речи — речь ста-новится более связной.

Учеными установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений, но испытывают значительные трудности при овладении различ-ными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Малыш 4—5 лет, не закончив одной части высказывания, мо-жет перейти к другой, с совершенно новым содержанием; смыс-ловые связи между фразами в его речи или слабо выражены, или совсем отсутствуют. Хотя дети в общем успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целое вы сказывание, умение отражать в рассказах различные виды свя-зей, выделять и объяснять взаимную зависимость предметов и явлений у них надо целенаправленно формировать. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.

В дошкольном возрасте дети еще только начинают овладе-вать монологической речью, поэтому нуждаются в своевремен-ной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связно-му и последовательному изложению своих мыслей, педагог по-могает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы произношения. Выполнение дошкольниками заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладе-ния языковыми средствами, способствует совершенствованию всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетичес-кой.

Наибольшие затруднения обучение связной монологической речи вызывает у дошкольников с речевой патологией (общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития различной этиологии). Монологическая речь данной категории детей ха-рактеризуется рядом типичных недостатков: бедностью слова-ря (малым количеством обобщающих понятий, преобладанием глаголов и существительных и недостаточным количеством прилагательных, наречий); неточностью понимания значений слов и неправильным словоупотреблением; пропуском смысло-вых звеньев; нарушением логической последовательности пове-ствования; длительными паузами; большим количеством оши-бок в построении предложения и согласовании его членов (так называемые падежные и предложные аграмматизмы).

Рассказ-описание для детей с тяжелой речевой патологией практически недоступен. Они обычно ограничиваются перечис-лением отдельных предметов и действующих лиц на сюжетной картинке. Некоторые дети способны лишь отвечать на вопросы.

У данной категории детей отмечается также значительное сни-жение речевой активности, что обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.

Обучение рассказыванию занимает важное место в общей си-стеме логопедической работы и проводится в соответствии с ин-дивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляе-мость, недостаточную переключаемость, логопед при построе-нии занятий соответствующим образом подбирает речевой ма-териал, создает такие ситуации, которые актуализируют по-требность ребенка в речевых высказываниях.

Таким образом, овладение связными формами высказыва-ний (особенно в случаях речевой патологии) — сложный и дли-тельный процесс, требующий умелого педагогического воздей-ствия и руководства.

Важную роль в занятиях с детьми (как имеющими нормаль-ное речевое развитие, так и логопатами) играет наглядность; она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Вы-готский считали, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть ха-рактерные признаки представленных на них объектов, расска-зывать о них; при этом большое значение имеет расположение элементов схемы, рисунка и т. д.; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания. Практические действия с предметами, иллюстрациями, схемами, выполняе-мые самим ребенком, способствуют уточнению и формированию у него различных лексико-грамматических категорий, разви-тию логического мышления.

На занятиях по развитию речи часто используется фланелеграф. Любая картинка на фланелеграфе как бы оживает, пред-меты можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную по-требность — воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. Подобная сме-на видов деятельности с включением двигательного анализато-ра активизирует внимание детей, поддерживает интерес к за-нятию.

С помощью фланелеграфа можно подвести ребенка к пони-манию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Малышу легче понять сюжет, который на его глазах и создается. При индивидуальной работе с использованием фла-нелеграфа внимание ребенка легче сосредоточить на картине, проще приспособить содержание речи взрослого к уровню рече-вого развития ребенка и его индивидуальным особенностям. Но самое главное, в этом случае у малыша появляется больше воз-можности самостоятельно действовать с картиной. Фланелеграф позволяет использовать при восприятии сюжетной карти-ны двигательный анализатор, т. е. прибегать к приему, наибо-лее активизирующему речевую деятельность детей. -

Таким образом, использование наглядно-дидактического по-собия для фланелеграфа «Времена года» поможет реализации сразу четырех задач, стоящих перед логопедом, воспитателем, родителями:


  1. обогащение словаря ребенка и формирование у него грам-матических категорий;

  2. развитие связной речи в процессе обучения рассказыва-нию;

  1. развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);

  2. формирование пространственно-временных представле-ний.

Работа по обучению рассказыванию (составление расска-зов-описаний и сравнительных рассказов) состоит из двух эта-пов:

  • подготовительного, цель которого — познакомить детей с содержанием картины, уточнить и расширить словарь, научить
    понимать последовательность изображенных на картине собы-тий, установить причинно-следственные связи между предме-тами и явлениями;

  • основного, цель которого — научить детей составлять рас-сказ (развернутость рассказа будет зависеть от уровня речевого
    развития и этапа обучения).

Процессу обучения детей различным видам рассказывания предшествует большая работа по сравнению отдельных предме-тов и явлений.

Взрослый может предложить ребенку в качестве помощи план рассказа. Например:

«Зима»

  1. Какое время изображено на картинке?

  2. Назови первые приметы этого времени года в природе.

  3. Назови зимние месяцы.

  4. Назови признаки зимы.

  5. Расскажи о жизни птиц и зверей зимой.

  6. Назови зимние забавы и развлечения.

Ребенок сам может сложить картинку, соответствующую оп-ределенному времени года, расположив детали не только по предложенному образцу (см. образцы сюжетных картин на цветной вкладке), но и по своему замыслу, и составить по этой картинке или по ее части рассказ. Это повышает его заинтересо-ванность в выполнении задания, стимулирует речевую актив-ность и произвольное внимание.

В процессе занятия дети отгадывают загадки, сравнивают предметы и явления, слушают и заучивают стихи — все это спо-собствует развитию мышления, памяти, внимания.

Для развития психических процессов можно предложить также следующие игры.

«Чего не стало?» Взрослый убирает какую-нибудь сущест-венную деталь картины, а ребенок называет исчезнувший пред-мет.

«Что изменилось?» Взрослый меняет местами какие-нибудь существенные детали картины, а ребенок говорит, что измени-лось.

Примечание. При выполнении этих заданий ребенок не должен видеть манипуляций взрослого.

«Нелепицы». Взрослый составляет из деталей игры различ-ные нелепые картинки, а ребенок говорит, что неправильно, и исправляет картинку на фланелеграфе (например: летом дети катаются на лыжах, грибы растут на дереве, и т. д.).

Формирование пространственно-временных представлений нередко вызывает значительные трудности, особенно у детей-логопатов. Между тем недостаточная сформированность этих мыслительных категорий в дальнейшем может стать одной из причин нарушений чтения и письма, что подтверждается ре-зультатами обследований младших школьников, имеющих та-кие нарушения. Действия с пособием помогут детям усвоить та-кие понятия, как верх низ, вправо влево, перед за по-сле между, над под; названия месяцев и времен года (их количество и последовательность).

^ КАК ПОДГОТОВИТЬ

ПОСОБИЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

  1. На лист плотного картона или оргалита (размер произ-вольный) натянуть однотонную фланелевую ткань или кусок
    коврового покрытия.

  2. Вырезать все детали пособия по контуру.

  3. На обратную сторону каждой детали наклеить кусочекбархатной бумаги (ворсом наружу) или «липучки».

Подготовленные таким образом детали будут хорошо дер-жаться на фланелеграфе, в то же время их легко снимать и пе-редвигать.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Жукова Н.С., Масткжова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоле-ние ОНР у дошкольников. — М. : Просвещение, 1990.

  2. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Се-ливерстова. — М.: Просвещение, 1981.

  3. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском са-ду. — М.: Просвещение, 1978.

  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопеди-ческих занятиях. — М.: Просвещение, 1990.

  5. Савченко А. Фланелеграф на занятиях по развитию речи// Дошкольное воспитание, 1976, № 2.

  6. Соломенникова Л. Об использовании наглядности дляформирования связной монологической речи // Дошколь-ное воспитание, 1999, № 4.


На вкладке — образцы сюжетных картин: Осень. Зима. Весна. Лето.
ЗАГАДКИ

Летом гуляет, зимой отдыхает.

(Медведь)


Всех перелетных

Птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)


Снег на полях. Лед на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зимой)


Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути! В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.

(Заяц)


Зимой на ветках яблоки! Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это...

(снегири)


Лежал, лежал, да в речку побежал.

(Снег)


Бел, да не сахар Ног нет, а идет

(Снег)


Без рук, без ног, а ворота отворяет.

(Ветер)


Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает.

(Дерево)


Меня не растили, из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза — угольки, руки — сучки. Холодная, большая, кто я такая?

(Снежная баба)


Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(Мороз)


Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

(Заяц )


Под кочкою крошка, только шляпка да ножка.

(Гриб)


Зимой и летом одним цветом.

(Елка)


Пусты поля. Мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает?

(Осенью




Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год.

(Елка)

А.Рождественская


Летом вырастают, а осенью опадают.

(Листья)


Солнце печет. Липа цветет. Рожь поспевает. Когда это бывает?

(Летом)


Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Облака)


Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?

(Весной)


Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает, взглядом согревает.

(Солнце)


Меня часто зовут, дожидаются,

А приду — от меня укрываются.

(Дождь) Л. Ульяницкая


По небесам оравою бредут мешки дырявые. И бывает иногда: из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой...

(тучи)


Синенька шуба покрыла весь мир.

(Небо)


Кручу, урчу,

Знать никого не хочу.

(Вьюга)


У нас под крышей гвоздь висит. Солнце взойдет — гвоздь упадет.

(Сосулька)


Оно как синее стекло: скользко, весело,светло.

(Лед)


Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой.

(Гриб)

П.Расс-Серебряная


Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.(Бабочка)

























Учебное издание

Зоя Евгеньевна АГРАНОВИЧ

^ ВРЕМЕНА ГОДА

Наглядно-дидактическое пособие

для занятий по развитию речи с дошкольниками

с использованием фланелеграфа

Аннотация к мультимедийной дидактической игре «Времена года»

Мультимедийная игра позволяет:

  • повысить информативное наполнение НОД;
  • стимулировать мотивацию обучения;
  • повысить наглядность обучения;
  • реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления в различных ее модальностях: слуховой и визуальной;
  • осуществить повторение материала предыдущего занятия;
  • создать детям комфортные условия работы в НОД.

Применение мультимедийной дидактической игры в НОД активизирует эмоциональное воздействие на обучающихся тем, что:

во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете;

во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации;

в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий и картинок, со звуковым сопровождением оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов, демонстрируемых на экране.

От администрации портала: представлена демо-версия для ознакомления. Полная версия будет в мультимедийном альбоме виртуальной выставки, который получит каждый участник.

Цель: развитие и активизация познавательных способностей детей через использование современных информационных технологий.

Задачи:

q Формировать целостную картину окружающего мира; Показать взаимосвязь времен года с живыми организмами;

q Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;

q Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;

q Развивать память, внимание, словесно - логическое мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие.

Мультимедийная дидактическая игра «Времена года» предназначено для детей 4-5 лет. Можно использовать в детских садах в средней группе, родителям для домашних просмотров.

Программа разработки: Power Point

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Правила игры:

  • Ø На слайдах написаны загадки или вопросы. Необходимо объяснить ответ и нажать «мышкой» на правильный вариант ответа;
  • Ø Если ответ верный - появится картинка и услышишь звуковое сопровождение, а если ответ не верный - картинка исчезнет, поменяет цвет или будет вращаться;
  • Ø Чтобы прейти на следующий слайд нажми в правом нижнем углу на кнопку «> », вернуться на предыдущий слайд - нажми в левом нижнем углу на кнопку « <». Для повторения игры еще раз нажми на кнопку «домик ».

Форма использования:

  • при работе с интерактивной доской;
    • индивидуальная работа с компьютером.

Методика использования:

  • мультимедийная презентация используется для группового (как часть занятия) и индивидуального обучения;
  • в конце просмотра определенного раздела, детям предлагается речевая логическая задача;
  • для закрепления материала можно выбрать показ только необходимых слайдов и на их основе построить беседу, организовать ситуативный разговор.

Образовательный эффект:

q Развитие речи: обогащение словаря, развитие связной речи, развитие функций словообразования.

q Закрепить знания об окружающем мире.

q Учить отгадывать загадки о временах года;

q Закрепить прямой и обратный счет до 5, умение соотносить цифру с количеством предметов;

q Повторить названия перелетных птиц;

q Повторить названия животных, которые впадают зимой в спячку;

q Называть деревья и находить лист с этого дерева;

q Повторить признаки весны;

q Закрепить умение определять по одежде человека время года.

Практическая значимость:

  • появляется возможность оптимизировать и повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;
  • дети осознанно воспринимают изучаемый материал, обобщают, закрепляют и прочно запоминают его;
  • повышается мотивация, создаются положительные эмоции, за счет динамичности материала: яркие анимационные картинки надолго привлекают внимание детей;
  • мультимедийная презентация позволяет моделировать признаки времени года, которые невозможно увидеть в данный момент (листопад, дождь, снег и т.д.);
  • Использование мультимедийной игры позволяет сделать НОД эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности;
  • предусматривает реализацию и интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Описание:

(Слайд 1) титульный

(Слайд 2-3) цель, задачи, правила игры

(Слайд 4) Сейчас мы поговорим о временах года.Послушай внимательно загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я – … (осень)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Листочки каким цветом? Как одеты дети? Сколько елочек на картинке?

(Слайд 5) Какое время года изображено на картине? (осень) По каким признакам ты определил? На картине 3 дерева. Назови их. (Яблоня, рябина, береза.) Назови дерево, которое не соответствует времени года? (береза) Почему? (зеленые листочки)

(Слайд 6) Осенью листья желтеют и опадают. Как называется это явление природы? (листопад) Как называется дерево на слайде? (дуб) Найди лист с этого дерева? Правильно. Этот лист с дуба, значит он какой? (дубовый) С клена – кленовый, с березы – березовый, с рябины – рябиновый.

(Слайд 7) Послушай следующую загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Чем занимаются дети?

(Слайд 8 ) Осенью вся природа, животные, насекомые готовятся к зиме. Какое животное впадает осенью в спячку и спит всю зиму? Выбери вариант ответа. (Медведь, барсук, еж) Правильно. Как готовятся животные к спячке? (много едят, накапливают под кожей жир) Лиса и волк не впадают в спячку.

(Слайд 9 ) Отгадай загадки. Нажми на квадрат и проверь отгадку.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (заяц)

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло - заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит … (белка)

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля - озёрушки
Белый пух да пёрышки. (снегопад)


(Слайд 10 ) А сейчас время отдыха. Музыкальная физкультминутка.

(Слайд 11

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Для чего делают скворечники? Как одеты дети? Сколько их? Сколько прилетело птиц? Как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых стран?

(Слайд 12 ) (Звучит пение птиц) Каких перелетных птиц ты знаешь? Назови их и нажми «мышкой» на эту птицу. (ласточка, грач, скворец, гусь) Снегирь и воробей не перелетные птицы. Что изображено на картине? Какое время года? По каким признакам ты определил, что это весна?

На проталинках вырастают первые … (подснежники)

Из теплых стран прилетают … (птицы)

Оно стало сильнее пригревать … (солнце)

Зазеленела … (трава)

Тает снег, по земле бегут … (ручьи)

На крышах домов тает снег и появляются … (сосульки)

(Слайд 14 ) Послушай следующую загадку:

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - … (лето)

Выбери вариант ответа. Правильно. Сколько детей гуляет по лесу? Как они одеты? Какое насекомое держит мальчик на пальце?

(Слайд 15 ) Какое время года изображено? Сколько бабочек ты увидел на картине? (5) Найди эту цифру и нажми на нее. Сосчитай бабочек в обратном порядке.

(Слайд 16 ) Летом белочки собирают грибы, запасают на зиму. Давай поможем ей собрать грибы. Нажми «мышкой» на гриб, увидишь что произойдет. Сколько грибов в корзинке? (5) Нажми на ту цифру, сколько грибов в корзине. Сосчитай их в обратном порядке. (5,4,3,2,1)

(Слайд 17 Выбери вариант ответа. (весна) Объясни свой выбор.

(Слайд 18 ) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа. (осень)

(Слайд 19 ) В какое время года собралась на прогулку девочка? Выбери вариант ответа. (зима) Объясни свой выбор.

(Слайд 20 ) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа. (лето)

(Слайд 21 ) Спасибо за игру! Ты, молодец! (звуковое сопровождение) Для повторения игры еще раз нажми на кнопку «домик »

Вот ребята, мы с вами вспомнили все времена года. А теперь нарисуйте свое любимое время года.

Просмотров