Какие слои крестьян выходили из общины. К проблеме выхода крестьян из общины

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Новокубанский аграрно-политехнический техникум»

Методическая разработка урока истории

Тема: Столыпинская программа модернизации России.

Абдурашитова Наталия Борисовна

Преподаватель истории и кубановедение

ГБПОУ КК НАПТ

Цели урока:

Изучить аграрную реформу, проведенную Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль этого преобразования в истории развития российского государства;

Развивать навыки и умения работы с дополнительной литературой, выступать с сообщением, проводить поиск информации в источниках разного типа.

Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов; воспитание активной жизненной позиции.

Оборудование урока:

учебник, компьютер, выставка портретов П.А.Столыпина, тематическая таблица «Аграрная реформа Столыпина».

Эпиграф урока: « Противникам государственности… нужны великие потрясения; нам – нужна великая Россия».

Из речи П.А.Столыпина в ГД 10.05.1907.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

В шестидесятые Россия бунтовала,

Вбирая мятежи тех столь далеких лет.

И именно тогда и появился

На свет столь важный для России человек.

Карьера начиналась в Министерстве,

Дворянства предводитель. Потому

Он отдавал России свое сердце,

Хотел великой сделать Родину свою.

О Столыпине много спорят:

В чем-то он исторически прав,

Ну, а может принес много горя,

Суть решений своих не поняв.

Объявление темы урока. Просьба самостоятельно сформулировать обучающую задачу урока. Знакомство с развивающей и воспитательной задачами урока.

Постановка проблемного задания: « П.А.Столыпин: палач или спаситель России?»

2.Актуализация знаний:

Задание: - Давайте вспомним, что нам известно о Столыпине? Составьте кластер на основе имеющихся знаний.

Министр внутренних дел Столыпин Председатель Совмина

Реформатор образцовый семьянин предводитель дворянства

Губернатор Гродно, Саратова

3. Изучение нового материала:

1) Программа П.А.Столыпина.

Работа с документом. Работа в паре. Приложение №1

Вопросы к документу:

  1. Кто является автором документа? К какому виду источников он относится?
  2. Когда и в связи с какими событиями была произнесена данная речь?
  3. Охарактеризуйте политическую программу Столыпина. Какой вопрос он считал первоочередным при проведении реформ?
  4. Как Столыпин относился к Думе?
  5. Какие положения в речи Столыпина вам кажутся разумными, с чем вы не можете согласиться?
  6. Как вы считаете, есть ли связь между личностными качествами человека и его политической позицией?
  7. Что нового помог вам этот документ узнать о политической ситуации в России в начале XX в.?

2) Аграрная реформа.

Обучающиеся изучают исторические документы и совместно с учителем заполняют структурно-логическую схему “Решение проблемы малоземелья крестьян”.

Рассказ учителя: Не благоустройство значительной части крестьянства давно уже заботило и Николая II. Кабинету С.Ю. Витте не удалось принять никаких “сильных мер”, хотя предварительная работа велась и в 1905 году. Резерва времени у власти больше не было, поэтому тяжелую ношу по реформированию крестьянского землеустройства принял на себя кабинет Столыпина. 9 ноября 1906 года началась аграрная реформа П.А. Столыпина.

Важной частью крестьянской реформы стали отмена сословных ограничений крестьян и предоставление крестьянам – единоличникам право покупать землю.

Правительство более не могло игнорировать требования крестьянства решить проблемы аграрного перенаселения и малоземелья.

Анализируя документы № 2 и № 3, составим основные мероприятия, необходимые для решения проблемы малоземелья крестьян.

(Заполнение схемы)

Приложение №2

Документ №1

Речь П.А. Столыпина об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной Думе 10 мая 1907 года.

…Земельный вопрос дал бы он или нет возможность устроить крестьян у себя на местах?

На это ответ могут дать цифры, а цифры, господа, таковы: если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, отдать в распоряжение крестьян, владеющих ныне надельною землею то в то время, как в Вологодской губернии пришлось бы всего вместе с имеющимися ныне по 147 десятин на двор…, в 14 губерниях не досталось бы и по 15, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9…, в 10 губерниях… с наименьшим наделом, т. е. по 7 десятин на один двор.

Поголовное разделение всех земель едва ли может удовлетворить земельную нужду на местах; придется прибегнуть к тому же средству, которое предлагает правительство, то есть к переселению; придется отказаться от мысли наделить землей весь трудовой народ…

Но где же взять достаточное количество земли?

Документ № 2

Столыпинская реформа в большинстве случаев реализовывалась царскими указами, что гарантировало оперативность ее проведения…

12 августа 1906 г последовал указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской фамилии); 27 августа – о порядке продажи казенных земель; 19 сентября – о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность императора)… этими решениями был создан национальный земельный фонд.

Цит. По: История России XX век под редакцией А.Н. Сахарова и др.

М., АСТ, 2001. С. 88-89.

Кроме того, в земельный фонд вошли продаваемые земли помещиков.

(Заполнение схемы) Приложение №2

Указ 9 ноября 1906 года ликвидировал насильственное прикрепление к общине и уничтожил закрепощение личности, т.е. община была разрушена.

1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающийся ему части из означенной земли…

12. Каждый домохозяин… имеет право…требовать, чтобы общество выделило

ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.

Преподаватель поясняет, как происходило выделение земли крестьянам в качестве отрубов и хуторов и подчеркивает, чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, по мнению Столыпина, следует дать возможность “укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность”.

(Заполнение схемы) Приложение №2

Преподаватель знакомит с другими мероприятиями реформы: с государственной помощью крестьянским хозяйствам, в т.ч. и переселенцам, с крестьянской кооперацией. Для совместной переработки и сбыта продукции хозяйства Сибири объединялись в артели и кооперативы (льноводческие, молочные, маслоделательные).

Физминутка.

3) Распространение аграрной реформы Столыпина.

Самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами.

Задание: - Зайдите на указанный сайт

http://oabyk.86gym1.edusite.ru/DswMedia/agrarnayareformapastolyipina.jpg , по данным представленной таблицы ответьте на вопросы:

В какие годы самое большое количество выходцев из общины, переселенцев из центральной и западной части империи в восточную? Почему с течением времени эти цифры уменьшаются?

Какой процент переселенцев возвращались обратно? С чем связано это возвращение?

Назовите губернии Российской империи, где количество крестьянских хозяйств, перешедших к участковому землепользованию, было максимально большим? Чем это объяснить?

4) Результаты реформы. Работа в паре.

Задание: - Рассмотрите представленную схему и укажите, каковы основные итоги и последствия аграрной реформы Столыпина, в чем причины незавершенности реформы. Сравните поставленную цель и результаты реформы, сделайте вывод о степени реализации намеченной цели.

Приложение №3

4. Этап закрепления:

Задание: Выполните небольшую тестовую работу по материалу урока:

Приложение №4

5. Подведение итогов урока.

Оценка работы на уроке и опережающего задания.

6. Домашнее задание.

1. Изучить параграф, ответить на вопрос 1.

2. Написать эссе « Аграрная реформа П.А.Столыпина имела продворянскую направленность».

3. Подбор материла для решения проблемного задания, поставленного в начале урока.

Приложение №1

Из правительственного сообщения, сделанного П.А.Столыпиным при вступлении на пост Председателя Совета министров

Таким образом, путь правительства ясен: оградить порядок и решительными мерами охранить население от революционных проявлений и вместе с тем напряжением всей силы государственной идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятой истинной свободе.

Обращаясь к способам достижения последней цели, правительство сознает, что перед ним стоят вопросы разного порядка. Одни подлежат разрешению Государственной думы и Государственного совета, и по этим вопросам высшая администрация обязана подготовить вполне разработанные законопроекты, которые служили бы основанием для суждения в законодательных учреждениях. На это должен быть использован весь промежуток времени до созыва Государственной думы. Другие, по чрезвычайной неотложности своей, должны быть проведены в жизнь немедленно... На первом месте в ряду этих задач стоит вопрос земельный, или землеустроительный...

Правительство разрабатывает в настоящее время целый ряд вопросов первостепенного государственного значения; важнейшие из них следующие:

  1. о свободе вероисповедания;
  2. о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;
  3. об улучшении крестьянского землевладения;
  4. об улучшении быта рабочих, и в частности о государственном их страховании;
  5. о реформе местного управления, которое предполагается организовать таким образом, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;
  6. о введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также в Северном и Юго-Западном крае;
  7. о введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;
  8. о преобразовании местных судов;
  9. о реформе средней и высшей школы;
  10. о подоходном налоге;
  11. о полицейской реформе, направленной, между прочим, к слиянию общей и жандармской полиций;
  12. о мерах исключительной охраны государственного порядка и общественного спокойствия, с объединением нынешних различных видов исключительной охраны в одном законе.

Правительство вправе рассчитывать на сочувствие благоразумной части общества, жаждущей успокоения, а не разрушения и распада государства. Со своей стороны правительство считает для себя обязательным не стеснять свободно высказываемого общественного мнения, будь то печатным словом или путем общественных собраний. Но если этими способами проявления общественного сознания воспользуются для проведения идей революционных, то правительство, не колеблясь, должно будет и впредь предъявить к своим агентам безусловное требование всеми законными мерами ограждать население от обращения орудия просвещения и прогресса в способ пропаганды разрушения и насилия.

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

1.Когда начал проводить реформы П.А.Столыпин?
а) 1906 г. б) 1907 г. в) 1908 г.

2. Какие меры предусматривал правительственный Указ от 9
ноября?
а) частичное отчуждение помещичьих земель в пользу крестьян
б) запрещение свободной купли-продажи земли
в) поощрение выхода крестьян из общины с целью её разрушения
3. Отметьте те пункты, которые относятся к положениям аграрной реформы Столыпина
а) выход крестьян из общины с землёй
б) переселение крестьян на новые земли за Урал
в) выделение крестьянам части помещичьих земель
4. Какие слои крестьян более активно выходили из общины?
а) зажиточные
б) бедные
в) бедные и зажиточные
5. Дайте определение понятию «хутор»
а) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из
общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек
б) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из
общины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в
деревне
в) это дом крестьянина, который он поставил вдали от деревни
6. Почему Столыпин был категорически против идеи
принудительного отчуждения части помещичьих земель?
а) он сам был крупным помещиком
б) он считал, что эта идея противоречит принципам правового
государства
в) он считал, что это приведёт к череде бесконечных переделов
собственности


Проверочное тестирование по теме

«Первая мировая война. Революция в России в 1917 году


Вариант 1

а) в 1906 г. б) в 1907 г. в) в 1908 г.

а) зажиточные

б) бедные

в) бедные и зажиточные

а) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек

в) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни

7.

а) стремление ведущих мировых держав перекроить карту мира в своих интересах

в) стремление стран-участниц отобрать колонии у крупнейшей колониальной державы-Великобритании

б) Германии не удалось воплотить свой план молниеносной войны

а) пала монархия б) возникло двоевластие

в) началась демократизация страны г) произошел созыв Учредительного собрания

б) началась демократизация армии

а) нота Милюкова о продолжении войны

в) прорыв на фронте генерала Брусилова

б) 242 местных крестьянских наказа I Съезду Советов

б) представители большевиков и левых эсеров

а) оно было распущено большевиками

в) оно было реорганизовано в коалиционное правительство

а) лица, использующие наемный труд

в) священники

г) все вышеперечисленные
Вариант 2

а) выход крестьян из общины с землей

б) переселение крестьян на новые земли за Урал

в) выделение крестьянам части помещичьих земель

г) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей

а) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне

б) начался процесс социального расслоения крестьянства

а) плохое снабжение армии вооружением и снарядами

б) существовало разрозненное действие фронтов

а) в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка

в) в ходе войны в России произойдет Первая российская революция

а) демонстрация женщин в честь Международного женского дня

б) увольнение с путиловского завода 30 000 забастовавших рабочих

а) Учредительное собрание

б) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

в) Временное правительство

г) Государственный Совет

а) ввела широкие гражданские права и свободы

б) обеспечила крестьян землей

в) вывела Россию из первой мировой войны

а) декрет о мире, о земле, о власти

в) декрет об отделении церкви от государства

а) ВЦИК б) СНК в) ВЧК

а) в 1917 г. б) в 1918 г . в) в 1919г.

а) в форме диктатуры пролетариата

б) в форме диктатуры буржуазии

в) в форме союза рабочих и крестьян

Вариант 1

1. Когда начал проводить реформы ПА Столыпин?

а) в 1906 г. б) в 1907 г. в) в 1908 г.

3. Какие слои крестьян активно выходили из общины?

а) зажиточные

б) бедные

в) бедные и зажиточные

5. Дайте определение понятию «хутор»:

а) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек

б) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в деревне

в) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни

7. Каковы причины Первой мировой войны?

а) стремление ведущих мировых держав перекроить карту мира в своих интересах

б) стремление правительств стран - частниц войны отвлечь свои народы от революционной борьбы

в) стремление стран-участниц отобрать колонии у крупнейшей колониальной державы-Великобритании

9. Каким был главный итог военной кампании 1914 года?

а) подписание сепаратного мира Германией и Англией

б) Германии не удалось воплотить свой план молниеносной войны

в) Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия

11. Когда началась Февральская 1917 года революция в Петрограде?

13. Каковы главные итоги Февральской революции?

а) пала монархия б) возникло двоевластие

в) началась демократизация страны г) произошел созыв Учредительного собрания

15. Каково значение приказа №1?

а) установление диктатур в пролетариата

б) началась демократизация армии

в) бьшалшсвидирована1Ъс9дарственнаядума

17. Что явилось главной причиной апрельского кризиса Временного пра­вительства?

а) нота Милюкова о продолжении войны

б) выступление Ленина на I Съезде Советов

в) прорыв на фронте генерала Брусилова

19. Когда проходил II Съезд Советов?

21. Какой документ был положен в основу Декрета о земле?

а) 240 предложений беднейших крестьян

б) 242 местных крестьянских наказа I Съезду Советов

в) декларация прав народов России

23. Представители каких политических партий вошли в состав первого Советского правительства?

а) представители только левых партий

б) представители большевиков и левых эсеров

в) представители только эсеров и большевиков

25. Какова судьба Учредительного собрания?

а) оно было распущено большевиками

б) оно продолжало работу в течение января месяца

в) оно было реорганизовано в коалиционное правительство

б) бывшие служащие царской полиции

в) священники

г) все вышеперечисленные
Вариант 2

2. Что относится к положениям аграрной реформы Столыпина?

а) выход крестьян из общины с землей

б) переселение крестьян на новые земли за Урал

в) выделение крестьянам части помещичьих земель

г) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей

4. Каковы итоги аграрной реформы Столыпина?

а) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне

б) начался процесс социального расслоения крестьянства

в) сгладились главные социальные проблемы в деревне

6. Когда началась Первая мировая война?

8. Почему русская армия в ходе Первой мировой войны терпела неуда­чи?

а) плохое снабжение армии вооружением и снарядами

б) существовало разрозненное действие фронтов

в) Англия и Франция нарушали союзнический договор

10. Каковы итоги Первой мировой войны для России?

а) в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка

б) Россия добилась тех целей, ради которых участвовала в войне

в) в ходе войны в России произойдет Первая российская революция

12. Какие события стали поводом для массовых беспорядков в февраля 1917 года в Петрограде?

а) демонстрация женщин в честь Международного женского дня

б) увольнение с путиловского завода 30 000 забастовавших рабочих

в) выступление солдат Петроградского гарнизона

14. Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции?

а) Учредительное собрание

б) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

в) Временное правительство

г) Государственный Совет

16. Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного пра­вительства, принятая 3 марта 1917 года?

а) ввела широкие гражданские права и свободы

б) обеспечила крестьян землей

в) вывела Россию из первой мировой войны

18: Когда Россия была объявлена республикой?

20. Какие Декреты принял II Съезд советов?

а) декрет о мире, о земле, о власти

б) декрете создании ВЧК, ВЦИК, СНК

в) декрет об отделении церкви от государства

22. Как называлось первое советское правительство?

а) ВЦИК б) СНК в) ВЧК

24. Когда проходила работа Учредительного собрания?

26. Когда была принята первая советская Конституция?

а) в 1917 г. б) в 1918 г. в) в 1919г.

28. В какой форме была установлена советская власть?

а) в форме диктатуры пролетариата

б) в форме диктатуры буржуазии

в) в форме союза рабочих и крестьян


Проверочное тестирование по теме

«Первая мировая война. Революция в России в 1917 году

Вариант 1

1. Когда начал проводить реформы ПА Столыпин?

А) зажиточные

Б) бедные

в) бедные и зажиточные

5. Дайте определение понятию «хутор»:

В) священники

г) все вышеперечисленные

Вариант 2

А) Учредительное собрание

в) Временное правительство

Г) Государственный Совет

^ 22. Как называлось первое советское правительство?

А) ВЦИК б) СНК в) ВЧК

^ 26. Когда была принята первая советская Конституция?

Вариант 1

^ 1. Когда начал проводить реформы ПА Столыпин?

А) в 1906 г. б) в 1907 г. в) в 1908 г.

3. Какие слои крестьян активно выходили из общины?

А) зажиточные

Б) бедные

В) бедные и зажиточные

^ 5. Дайте определение понятию «хутор»:

А) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек

Б) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из общины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в деревне

В) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни

^ 7. Каковы причины Первой мировой войны?

А) стремление ведущих мировых держав перекроить карту мира в своих интересах

Б) стремление правительств стран - частниц войны отвлечь свои народы от революционной борьбы

В) стремление стран-участниц отобрать колонии у крупнейшей колониальной державы-Великобритании

^ 9. Каким был главный итог военной кампании 1914 года?

А) подписание сепаратного мира Германией и Англией

Б) Германии не удалось воплотить свой план молниеносной войны

В) Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия

^ 11. Когда началась Февральская 1917 года революция в Петрограде?

13. Каковы главные итоги Февральской революции?

А) пала монархия б) возникло двоевластие

В) началась демократизация страны г) произошел созыв Учредительного собрания

^ 15. Каково значение приказа №1?

А) установление диктатур в пролетариата

Б) началась демократизация армии

В) бьшалшсвидирована1Ъс9дарственнаядума

^ 17. Что явилось главной причиной апрельского кризиса Временного пра­вительства?

А) нота Милюкова о продолжении войны

Б) выступление Ленина на I Съезде Советов

В) прорыв на фронте генерала Брусилова

^ 19. Когда проходил II Съезд Советов?

21. Какой документ был положен в основу Декрета о земле?

А) 240 предложений беднейших крестьян

Б) 242 местных крестьянских наказа I Съезду Советов

В) декларация прав народов России

^ 23. Представители каких политических партий вошли в состав первого Советского правительства?

А) представители только левых партий

Б) представители большевиков и левых эсеров

В) представители только эсеров и большевиков

^ 25. Какова судьба Учредительного собрания?

А) оно было распущено большевиками

Б) оно продолжало работу в течение января месяца

В) оно было реорганизовано в коалиционное правительство

А) лица, использующие наемный труд

Б) бывшие служащие царской полиции

В) священники

Г) все вышеперечисленные

Вариант 2

^ 2. Что относится к положениям аграрной реформы Столыпина?

А) выход крестьян из общины с землей

Б) переселение крестьян на новые земли за Урал

В) выделение крестьянам части помещичьих земель

Г) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50 рублей

^ 4. Каковы итоги аграрной реформы Столыпина?

А) интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне

Б) начался процесс социального расслоения крестьянства

В) сгладились главные социальные проблемы в деревне

^ 6. Когда началась Первая мировая война?

8. Почему русская армия в ходе Первой мировой войны терпела неуда­чи?

А) плохое снабжение армии вооружением и снарядами

Б) существовало разрозненное действие фронтов

В) Англия и Франция нарушали союзнический договор

^ 10. Каковы итоги Первой мировой войны для России?

А) в стране резко ухудшилась внутриполитическая и экономическая обстановка

Б) Россия добилась тех целей, ради которых участвовала в войне

В) в ходе войны в России произойдет Первая российская революция

^ 12. Какие события стали поводом для массовых беспорядков в февраля 1917 года в Петрограде?

А) демонстрация женщин в честь Международного женского дня

Б) увольнение с путиловского завода 30 000 забастовавших рабочих

В) выступление солдат Петроградского гарнизона

^ 14. Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции?

А) Учредительное собрание

Б) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

В) Временное правительство

Г) Государственный Совет

^ 16. Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного пра­вительства, принятая 3 марта 1917 года?

А) ввела широкие гражданские права и свободы

Б) обеспечила крестьян землей

В) вывела Россию из первой мировой войны

18: Когда Россия была объявлена республикой?

^ 20. Какие Декреты принял II Съезд советов?

А) декрет о мире, о земле, о власти

Б) декрете создании ВЧК, ВЦИК, СНК

В) декрет об отделении церкви от государства

22. Как называлось первое советское правительство?

А) ВЦИК б) СНК в) ВЧК

24. Когда проходила работа Учредительного собрания?

26. Когда была принята первая советская Конституция?

А) в 1917 г. б) в 1918 г. в) в 1919г.

28. В какой форме была установлена советская власть?

А) в форме диктатуры пролетариата

Б) в форме диктатуры буржуазии

в) в форме союза рабочих и крестьян

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате, политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.

Предпосылки и причины

Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью. Если до этого времени высказывание недовольства сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавые. В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.

Очевидно, что любая Победа государства над революцией основывается не на физической силе, а на силе духовной. Сильное духом государство само должно встать во главе реформ.

Петр Аркадьевич Столыпин

Одно из знаковых событий, которые побудили правительство России начать скорейшее реформы, случилось 12 августа 1906 года. В этот день в Петербурге на Аптекарском острове произошел теракт. В этом месте столицы жил Столыпин, который к этому времени занимал пост председателя правительства. В результате прогремевшего взрыва погибло 27 человек и 32 человека были ранены. Среди раненых были дочь и сын Столыпина. Сам Председатель правительства чудом не пострадал. В результате в стране был принят закон о военно-полевых судах, где все дела, касающиеся терактов, рассматривались в ускоренном порядке, в течение 48 часов.

Случившийся взрыв лишний раз указал Столыпину, что народ желает коренных перемен внутри страны. Эти перемены нужно было давать людям в кратчайшие сроки. Именно поэтому была ускорена аграрная реформа Столыпина, проект который стал продвигаться гигантскими шагами.

Суть реформы

  • Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
  • Второй блок объявлял о созыве Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.

Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии. Поэтому Наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом все то, что в дальнейшем реализована Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.

Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело. Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:

  • Основная движущая сила эволюции это крестьянин. Так было всегда и во всех странах, так было и в те времена в российской империи. Поэтому для того, чтобы снять революционный накал было необходимо обратиться к основной массе недовольных, предложив им качественные изменения в стране.
  • Крестьяне активно выказывали свою позицию о том, что помещичьи земли необходимо перераспределить. Зачастую помещики оставляли себе лучшие земли, выделяя крестьянам не плодородные участки.

Первый этап реформы

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.

Карта аграрной реформы столыпина.

Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.

Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.

С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.

Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:

  • Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.
  • Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.
  • Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.

В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств. В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор. Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев.

На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину. Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.

Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедняками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.

Политика переселения как важный этап реформы

Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде. Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными. Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал. Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.


Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство. Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного. Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания. В результате, человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:

  • Фермерское хозяйство крестьянина на 5 лет освобождались от любых налогов.
  • Крестьянин получал в свою собственность землю. Земля предоставлялась из расчета: 15 га на фермерское хозяйство, а также по 45 га на каждого из членов семьи.
  • Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных началах. Величина этой суды зависела от региона переселения, и в некоторых регионах достигала до 400 рублей. Это огромные деньги для Российской Империи. В любом регионе 200 рублей выдавались безвозмездно, а остальные деньги в виде ссуды.
  • Все мужчины, образовавшегося фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности.

Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек. Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалось не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания. В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей.


Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель. Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство. У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах. И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.

Главные результаты реформы

Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:

Дайте стране 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете Россию.

Столыпин Пётр Аркадьевич

Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.


Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:

  • На 10% были увеличены посевные площади по всей стране.
  • В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%.
  • Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 - 40%.
  • Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза.
  • В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений.
  • Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.

Это далеко не полные показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.

Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.

В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России. Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом. Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.

ХОД УРОКА

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении”.

П.А. Столыпин

Действия учителя

Действия учащихся

“Блиц-опрос”

1.Что такое крестьянская община?

2.Какую роль играла община в жизни крестьянства?

3.Какие недостатки общинного земледелия проявились в начале XX века?

4.Какое количество земли было необходимо крестьянскому хозяйству для нормального существования?

5.Сколько десятин земли приходилось в среднем на одно крестьянское хозяйство?

6.Что такое аграрное перенаселение и какие последствия для русской деревни оно имело?

7. Насколько эффективно использовались помещичьи земли?

8.Как крестьяне видели решение вопроса, связанного с малоземельем?

9.Назовите основные проблемы аграрного сектора.

Таким образом, главной проблемой российской экономики стала проблема модернизации аграрного сектора и эта проблема требовала скорейшего разрешения.

Фронтальные ответы с места

Сообщение плана урока:

1.Цели реформы

2.Основные мероприятия и осуществление реформы.

3.Итоги и значение реформы.

Предположите как эпиграф отражает

необходимость реформирования именно аграрного сектора экономики с точки зрения Столыпина?

Монологические ответы рассуждения

Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.

В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?

На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы.

Автобиографическая справка Столыпина П.А.

(портрет на доске),инормация подготовлена учеником

Понимая всю сложность ситуации в стране, Столыпин предлагал решить две взаимосвязанных проблемы. Первая состояла в скорейшем прекращении революции, т.е. в “успокоении страны”, а вторая сводилась к проведению системных реформ. В стране существовала постоянная угроза новой вспышки народных волнений, и власти стремились силой подавить эти вол

нения. И все же в сложившихся условиях реализовывалась возможность проведения экономических и политических реформ.

Работа с документами (§ 7, с. 55).

Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.

Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради

Важной частью крестьянской реформы стали отмена сословных ограничений крестьян и предоставление крестьянам – единоличникам право покупать землю.

Правительство более не могло игнорировать требования крестьянства решить проблемы аграрного перенаселения и малоземелья.

Задание для группой работы:

Анализируя текст документов сформулируйте,каким образом Столыпин предполагал решить вопрос малоземелья.свои предположения внесите в схему

1.Групповая работа с документом

Раздаточный материал №1 и №2

Заполнение логической схемы

2.Аргументирование внесенных фактов

3. Сравнение получившихся вариантов схем учеников с вариантом преподавателя.(см. визуальные материалы. схема№1)

Обратите внимание на термины внесенные в схему и иллюстрирующие тему урока Назовите их.

Запишете их тетрадь.

Правительство и царь были заинтересованы в реформировании аграрного вопроса.Они понимали,что решение проблемы крестьянского малоземелья,

разряжает революционную ситуацию в стране, поэтому активно помогало Столыпину на первых порах. Предлагаю вашему вниманию схему иллюстрирующую эту заинтересованность.

12 августа 1906 г последовал указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской фамилии); 27 августа – о порядке продажи казенных земель; 19 сентября – о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность императора)… этими решениями был создан национальный земельный фонд. с государственной помощью крестьянским хозяйствам, в т.ч. и переселенцам, с крестьянской кооперацией. Для совместной переработки и сбыта продукции хозяйства Сибири объединялись в артели и кооперативы (льноводческие, молочные, маслоделательные).

Работа с понятиями. Записать определение в тетрадь - реформа, аграрная реформа, отруб, хутор, пересе­ленческая политика.

Работа по схеме.(индивид. ответы)

Определите, какое из мероприятий вызывало наибольшее опасение со стороны правительства и почему?,

Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.

Из истории решения аграрного вопроса в России,

Вам знакомо имя Витте С.Ю и его видения решения этого вопроса.Давайте сравним деятельность двух государственных деятелей

\(текущий контроль)

Проецируется на доску сравнительная таблица,

Реформаторские идеи С.Ю. Витте и П.А. Столыпина в аграрном вопросе.

работа в группах

1Выделите общие черты

2Выделите идеи способствующие модернизации аграрного сектора

3Определите идеи определяющие отношение господствующего сословия к модернизации аграрного сектора.

Переходим к третьему пункту плана урока.

1 Необходимо проанализировать итоги и значение аграрной реформы.

2Выскажите свое отношение, предположение о значении реформы

3.Возможность проверить свою правоту вы получите при работе дома над 7

Заключительное слово преподавателя:

– Почему же реформистский путь потерпел крах? Со всей очевидностью ясно, что Столыпин хотел провести преобразования экономики вне демократии, не затрагивая самодержавный строй и его основу – помещичье землевладение, централизованную бюрократическую систему. Имя Столыпина всегда вызывало споры. Это имя сразу втягивает в круговорот страстных взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ в. не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти его противников. “Период столыпинской реакции”, виселицы – “столыпинские галстуки”, с одной стороны, и “борец за благо России, человек, “достойный сесть на царский трон” - с другой”. Карьера Столыпина длилась всего лишь 5 лет, но это время было полно грандиозных планов. Столыпина называли российским Бисмарком. И если мы посмотрим на исторические события очевидцами, которых мы с вами являемся, то нам покажется, что история повторяется. Так же как и начале ХХ в. сегодня Россия решает сложные вопросы: каким путем идти, как развивать свою экономику, строить новое демократическое государство. Зачастую Россия оказывается перед сложным выборам. И очень важно вспоминать об уроках истории и не допускать ошибок, которые были совершены Россией во времена П.А.Столыпина.

Презентация 2.(слайд2-9)

1Учащиеся формулируют и записывают в

тетрадь итоги реформы.

2.Полемические ответы.

3.Работа со статистическими данными.

Раздаточный материал№4

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание по группам:

1.Проработав материал 7определить свое отношение к мнению современников Столыпина о его государственной деятельности

Петр Аркадьевич Столыпин - один из крупных реформаторов в истории России. Оценка П.А.Столыпина как политического деятеля разноречива: “ оплот силы, власти и законности “, “ богатырь мыслей “, “ николаевский лакей “, “ погромщик “ - такими эпитетами наградили крупного реформатора начала ХХ века

2 .Как эпиграф к уроку отражает характер реформ Столыпина. Написать эссе.

Закрепление изученного,

Контроль степени усвоения материала.

Фиксация домашнего задания.

Форма работы

Действия учителя

Работа учащихся

Индивидуально:

Распределение упреждающих заданий; консультации и рекомендации по выполнению

Подготовка сообщения,

Создание презентации, работа со справочной литературой, Internet ресурсы

В группе:

Определение принципа деления на группы(цветные сигнальные листики,имена..).

Подготовка раздаточного материала, контроль за равномерным распределением объема работы в группе, создание ситуации соревновательности между ними.

Работа по логическим схемам,публичное выступление, фиксирование результатов работы в тетради, обмениваются информацией, отстаивают свое мнение, участвуют в дискуссии.

Фронтально:

Моделирует проблемную ситуацию, обеспечивает дифференциацию обсуждаемых вопросов, анализирует ответы учащихся.создает ситуацию дискуссии,

Участвуют в дискуссии, отстаивают собственное мнение, усваивают этику

диалога, конспектируют основные идеи.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Контрольная форма № 1

Форма для выдачи учащимся № 1

Форма для выдачи учащимся № 1

ВОПРОС

О чем или о ком идет речь?

Участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.

1 января 1907 назначен членом Государственного совета, с 1 января 1908 статс-секретарь е.и.в. 1 сентября 1911 смертельно ранен бывшим агентом охранки Д. Богровым в Киевском оперном театре.

преобразование системы землевладения и землепользования

Контрольная форма № 1

ВОПРОС

О чем или о ком идет речь?

граф, российский государственный деятель, министр финансов России (1892-1903),

Участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне

указ о предоставлении крестьянам одинаковых с другими сословиями гражданских прав

жительство в малонаселенные окраинные местности - Сибирь, Дальний перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное Восток как средство внутренней колонизации

№6 1 января 1907 назначен членом Государственного совета, с 1 января 1908 статс-секретарь е.и.в. 1 сентября 1911 смертельно ранен бывшим агентом охранки Д. Богровым в Киевском оперном театре.

Переселенческая политика

указ о разрешении выхода крестьян из общины на хутора и отруба

Столыпин

император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский (20 октября (1 ноября) 1894 года - 2 марта (15 марта) 1917 года).

Преобразование системы землевладения и землепользования

Николай ll

Аграрная реформа

приня­тие Думой закона «Об изменении и дополнении некоторых поста­новлений о крестьянском землевладении», утвердившего указ от 9 ноября 1906 г.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Вариант 1

1. Когда начал проводить реформы П.А. Столыпин?

А)в 1906г. б) в. 1907г. в) в 1908г.

2Что относится к положениям аграрной реформы Столыпина?

а) выход крестьян из общины с землей б) переселение крестьян на новые земли за Урал

в) выделение крестьянам части помещичьих земель

г) обеспечение каждого крестьянина денежной суммой в размере 50

3. Какие слои крестьян активно выходили из общины?

а)зажиточные

б) бедные в)бедные и зажиточные

4Каковы итоги аграрной реформы Столыпина? .

5. Дайте определение понятию «хутор»:

а) участок земли, который мог получить крестьянин при выходе из общины, с перенесением на него дома и хозяйственных построек

б) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из об­щины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в де­ревне

в) это дом крестьянина, который он построил вдали от деревни

6) Каков итог столыпинской реформы:

а) Она окончилась полным провалом везде, кроме Сибири, где в годы реформы были выделены земли поселенцам.

б) Она привела к полной перестройке всего сельского хозяйства.

в) Крестьяне получили землю в частную собственность (с правом продажи), что привело к созданию в деревне нового слоя богатых крестьян-фермеров (кулаков).

Вариант 2

а) Требовать землю в частую собственность.

б) Выйти из общины, но без земли.

в) Брать общинную землю в аренду.

2) В чем, по мнению П.А.Столыпина, заключалась главная причина неустройства сельского хозяйства в России?

а) В существовании помещичьего землевладения.

б) В резком расслоении крестьян на кулаков и батраков.

в) В сохранении крестьянской общины.

3) Когда был принят основной указ по аграрной реформе П.А.Столыпина?

а) 9 ноября 1906 года.

б) 10 ноября 1907 года

в) 14 марта 1911 года

4) Какое влияние оказала аграрная реформа П.А.Столыпина на помещичье землев?

а) Ликвидация помещичьего землевладения.

б) Позволила значительно увеличить помещичье землевладение за счет крестьян.

в) Сохранение помещичьего землевладения.

5)Каковы итоги аграрной реформы Столыпина? .

а интенсифицировалось развитие рыночных отношений в деревне

б) начался процесс социального расслоения крестьянства

в) сгладились главные социальные проблемы в деревне

6)Под отрубом подразумевалось

а) Деревянное жилье

б) Поселение за пределами общины

в) участок земли, который крестьянин мог взять при выходе из об­щины, но свой дом и постройки мог оставить на старом месте в де­ревне

Для работы в группа

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ №_1__

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 1. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

    Незаселенные, но пригодные к заселению земли Алтайского округа

Кабинета Его Императорского Величества передаются, по мере образования на них переселенческих участков, в собственность казны и поступают в распоряжение Главного управления землеустройства и земледелия, для водворения переселенцев. Права на недра означенных земель сохраняются за Кабинетом на основаниях, действующим законом указанных

(Свод. зак., т. IX, Особ. прил., изд. 1902 г., Пол. крест. Сибир., ст. 126).

II. Передача земель Алтайского округа Кабинета Его Императорского Величества в собственность казны производится на основании нижеследующих правил:

1. В переселенческие участки обращаются: 1) свободные земли; 2) об-рочные статьи, по мере прекращения арендных на них договоров, и 3) земельные излишки, остающиеся за Кабинетом от поземельного устройства старожилов.

2. В состав переселенческих участков не могут быть включаемы: 1) ценные, защитные и водоохранные лесные дачи; 2) земли и леса, отведенные или необходимые для отвода кабинетским и частным горнозаводским предприятиям, фабрикам, заводам и другим промышленным заведениям, а также для разработки ископаемых, для сельскохозяйственных училищ, церквей, школ и опытных и показательных учреждений; 3) земли, предназначенные под лесоразведение и на иные государственные или общественные надобности; 4) земли, занятые ценными сооружениями, строениями или садами либо представляющие собою угодья, не отвечающие обычным условиям крестьянского хозяйства.

Для работы в группах

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ №_2__

Речь П.А. Столыпина об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной Думе 10 мая 1907 года.

История России XX век под редакцией А.Н. Сахарова и др.

М., АСТ, 2001. С. 88-89.

Земельный вопрос дал бы он или нет возможность устроить крестьян у себя на местах?

На это ответ могут дать цифры, а цифры, господа, таковы: если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, отдать в распоряжение крестьян, владеющих ныне надельною землею то в то время, как в Вологодской губернии пришлось бы всего вместе с имеющимися ныне по 147 десятин на двор…, в 14 губерниях не досталось бы и по 15, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9…, в 10 губерниях… с наименьшим наделом, т. е. по 7 десятин на один двор.

Поголовное разделение всех земель едва ли может удовлетворить земельную нужду на местах; придется прибегнуть к тому же средству, которое предлагает правительство, то есть к переселению; придется отказаться от мысли наделить землей весь трудовой народ…

Для работы в группах

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ №_3__

Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ №4_

Используя данные последней переписи населения подсчитайте численные данные приведенные в %отношении. Задействуйте Интернет ресурсы.

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств) Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами. За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель.

империи Российской империи в начале XX века . Аграрное законодательство Российской империи начала XX ...
  • УМК 1 Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Москва - 2009

    Учебно-методический комплекс

    Какому-нибудь учебному предмету (см... идеология. Официальное название государства: ... Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение печати в Российской империи в начале XX века . Аграрное законодательство Российской империи начала XX ...

  • Учебное пособие

    Национальных отношений. Учебное пособие. СПб, 1999 ВВЕДЕНИЕ XX век ПРЕДМЕТА Название Российской империи в начале XX века , точно также как и...

  • социология и психология национальных отношений учебное пособие спб 1999

    Учебное пособие

    Национальных отношений. Учебное пособие. СПб, 1999 ВВЕДЕНИЕ XX век ознаменовался не... . В ПОИСКАХ ПРЕДМЕТА 1.1. О границах предметной области Название этой главы далеко... еще на этапе существования Российской империи в начале XX века , точно также как и...

  • Просмотров