Почему иногда вредно мечтать? Выгорание, стресс и усталость. Как этому противостоять? Хорошо ли мечтать

Собственно, пока ты мечтаешь, ты вообще словно находишься вне времени. Прошлого нет, оно уже прошло, и несмотря на это, большинство из нас мечтает туда вернуться и что-то изменить. Это не прибавляет ни душевного спокойствия, ни уверенности в себе. Никакого будущего тоже не существует — в смысле, предопределенного будущего. Его нельзя себе намечтать.

Зато можно создать себе массу иллюзий. Например, какая ты будешь красавица, когда скинешь, наконец, три килограмма. Не будешь. То есть эти несчастные килограммы ты скинешь, конечно, но твоя жизнь все равно не станет похожа на красивый клип с тобой в главной роли. Отсюда — разочарования. А нынешний момент, тот самый момент, в котором ты мечтаешь — станет прошлым. Прошлым, в котором ты ничего значительного не сделала. Потому что лежала на диване и мечтала.

Мечты мешают тебе быть счастливой

По результатам недавнего исследования, которое провели психологи из Гарварда Дэниел Гилберт и Мэттью Киллингсуорт, половину своего времени большинство людей отвлекаются от того, чем они заняты. Чтобы проверить, на что именно они отвлекаются, ученые разработали специальное приложение для iPhone, выложили его в Сеть и предложили всем желающим принять участие в опросе. 2000 человек в возрасте от 8 до 88 лет регулярно отвечали на один вопрос: чем вы заняты в данный момент и о чем думаете?

Выяснилось, что собственно о деле почти никто не думает. Люди вспоминают о прошлом и сожалеют о своих поступках, а также мечтают о том, что никогда не случится. Интересно, что люди отрываются от реальности независимо от того, чем они в данный момент заняты. Единственное дело, которому мы готовы отдаваться полностью — секс. Проблема в том, что мечтая, мы теряем эмоциональную устойчивость: если мы мечтаем о будущем, то воображаем возможные неудачи, а если вспоминаем прошлое, то ругаем себя за ошибки. И это мешает нам просто чувствовать себя счастливыми.

Мечты мешают тебе работать

И отдыхать тоже мешают. Тебе кажется, что будет легче писать скучный отчет, если параллельно мечтать об отпуске. На самом деле твое внимание рассеивается и ты допускаешь ошибки — это во‑первых. Во‑вторых, ты работаешь медленнее. За символы и образы, из которых и состоят твои мечты, за воображение, эмоции и, собственно, сами фантазии отвечает правое полушарие мозга. Аналитическое мышление, последовательная обработка информации, буквальное понимание слов — все это задачи левого полушария. Работать одновременно они могут, конечно — например, ты запросто можешь разговаривать по телефону и рисовать.

Но если загрузить оба полушария по полной программе, они начнут работать раздельно и независимо друг от друга, что сделает невозможным выполнение третьей задачи. Эксперимент, проведенный французской исследовательницей Этьен Коэчлин в 2010 году, показал — добровольцы в состоянии выполнить две задачи одновременно, но третья удивительным образом ускользала из их памяти. При этом, говорят ученые, причина проста: у мозга просто нет третьего полушария. А это значит, что если ты мечтаешь во время работы, то можешь упустить что-то важное. Если же ты предаешься грезам на отдыхе, то стоило ли вообще куда-то ехать? Ты просто не заметишь и не запомнишь самое интересное!


Мечты приводят к депрессии

Ну, оно и неудивительно. О чем мечтают чаще всего? О богатстве, об успехе, о прекрасном принце, куда же без него. Проблема в том, что чем ярче и реалистичнее твои мечты, тем скорее они превратятся в иллюзии. О том, что сами придут и сами все тебе дадут. Небесная Канцелярия соберет посылочку и ты завтра проснешься знаменитой миллионершей. При этом, кстати, не исключено, что мироздание будет к тебе благосклонно и чудесам в твоей жизни местечко найдется. Но это совсем не будет похоже на то, что ты себе навоображала. И все — твой очень умный мозг решит, что жизнь вообще не удалась. Он такой, да, — решит и мигом организует тебе депрессивное состояние. И переубедить его будет не так-то просто.

Мечты не сбываются

Потому что если ты мечтаешь о собственном доме с садом, то это не мечта, это — цель. В том случае, если у тебя есть идеи, как на эту прелесть заработать. А если ты просто воображаешь, как приятно лежать в гамаке и слушать пение птиц — это не цель. Ты тратишь время на создание красивых мысленных картинок. Попробуй вспомнить свою сбывшуюся мечту — она ведь сбылась через некоторое время после того, как ты перестала о ней думать, правда? Именно так работает техника визуализации: представить, помечтать и забыть. Потому что картинка, которая маячит в голове, мешает тебе действовать и вообще нервирует. И как тут превратить мечту в цель? Да никак. И, следовательно, она не сбудется. Такие вот чудеса.

Популярное

Corbis/Fotosa.ru

По результатам недавнего исследования , которое провели психологи из Гарварда Дэниел Гилберт (Daniel Gilbert) и Мэтью Киллингсуорт (Matthew Killingsworth), половину своего времени (точнее, 46,7%) большинство людей отвлекаются от того, чем они заняты. И именно это делает их менее счастливыми.

Чтобы выяснить, чем мы заняты, когда мы выпадаем из реальности, Гилберт и Киллингсуорт разработали специальное приложение для iPhone и выложили его в интернет, предложив всем желающим принять участие в опросе. Набралось больше 2000 человек от 8 до 88 лет со всех континентов. Добровольцам время от времени приходил вопрос: чем конкретно они заняты в данный момент и о чем думают?

«Оказалось, что чаще всего, отвлекаясь от дел, люди рефлексируют , вспоминают и сожалеют о своих прошлых поступках или словах. А также витают в облаках, мечтая о том, что еще не случилось, либо о том, чему произойти и вовсе не суждено», — рассказывает профессор Гилберт.

Люди постоянно отвлекаются независимо от характера их основного дела — на работе, выбирая продукты в супермаркете и даже пытаясь успокоить плачущего ребенка, мы примерно с одинаковой частотой уносимся мыслями подальше от реальности. Исключение составляют только занятия сексом.

«Если во всех прочих делах, кроме секса, люди демонстрировали минимальный порог отвлеченности около 30% общего времени, то только в занятиях любовью этот уровень едва превышал 9%», — констатировал Киллингсуорт. Но оно и понятно — надо ли мечтать о чем-либо еще, если уже занимаешься сексом? Тем более неуместны в постели сожаления о том, что вчера не успел оплатить квартирные счета или купить хлеб к завтраку.

Мечтательность или рефлексия явно не способствуют эффективному выполнению дел — это факт. Но при чем тут наше счастье? А вот причем: помимо отчета о делах психологи также просили респондентов оценить свой уровень счастья и удовольствия по стобалльной шкале в тот момент, когда они отвечали на вопросы. И выявилась взаимосвязь: чем меньше мы отвлекаемся на посторонние мысли, то есть чем сильнее вовлечены в процесс здесь и сейчас, тем увереннее и позитивнее мы себя чувствуем.

С сожалениями и рефлексией лично мне все ясно — подобные мысли действительно не радуют. Но мечты? Неужели, даже отвлекаясь на них, мы становимся несчастнее? Увы, да. «Независимо от того, отвлекаемся мы на печальные и неприятные мысли или же предаемся блаженным думам о светлом будущем, мы становимся эмоционально менее устойчивыми, — поясняет Гилберт, который, к слову сказать, после выхода в свет в 2006 году книги «Спотыкаясь о счастье» (Stumbling on Happiness ) получил от журналистов прозвище Профессор счастьеведения. — Грезы вызывают опасения по поводу возможной неудачи, а сожаления о прошлом провоцируют чувство досады и приступы неоправданной самокритики. И в том и в другом случае мы терзаемся, и это не только снижает нашу эффективность в делах, но и делает нас менее счастливыми».

Так что же это получается, мечтать о будущих победах или анализировать свои прошлые ошибки априори вредно? И не видать мне, любительнице витать в облаках, счастья как своих ушей? По Гилберту, к сожалению, да. Но мне приятнее руководствоваться советами другого американского психолога, Андре Кукла (Andre Kukla). Я недавно писала о его теории ментальных ошибок .

«Хроническое неумение делать нужное дело в нужное время — причина большинства наших несчастий, — говорит Кукла. — И по большей части это неумение состоит в том, что мы не концентрируемся на выполнении насущной задачи, не вовлечены в реально происходящий процесс, а растекаемся мыслями по древу, обдумывая события или эмоции, часто не имеющие для нас в данный момент никакой ценности и никакого смысла». Словом, Кукла считает, что всему свое время. Главное — выбрать подходящий момент для грез и размышлений о прошлом.

Лично я не вижу ничего худого в том, чтобы, сидя в вагоне метро или в самолете, стоя под душем или в очереди за театральными билетами, немного помечтать. Например, о том, какой счастливой и благополучной станет моя жизнь, как только я научусь не отвлекаться от того, что происходит со мной здесь и сейчас.

«Хватит витать в облаках!» – ругают иногда родители детей. Или бывает на работе, дома мы говорим сами себе, знакомым: «Размечтался, лучше делом займись». Мечтательность и задумчивость действительно отвлекают человека от реальной жизни. Но так ли они бесполезны на самом деле?

Мечты – это продукт . Мечты отстранены от реальной деятельности в настоящем, направлены в будущее, отражают желания человека. Мечтать – значит сознательно создавать образы будущего. У кого-то мечты приближены к реальности, а кто-то мечтает о чем-то фантастическом.

В детстве и юности все люди часто мечтают. Но чем старше мы становимся, тем больше повседневная рутина и обязанности вытесняют мечты. Какое покорение Эвереста или прыжок с парашютом? На это нет ни времени, ни сил, ни средств. Да и опасно, и более насущных вопросов куда больше.

Но ведь мечты не рождаются просто так. Это отражение нашего , нашей сущности. Люди, особенно взрослые, мечтают о том, что им нужно для гармоничной жизни и развития. К тем образам, что приходят во и мечтах, нужно прислушиваться. И мечтателями люди становятся не просто так. Мечтательность – это показательная черта личности.

Мечтательность как черта характера

Мечтательность можно рассматривать как форму ухода от реальности, компенсаторный механизм. Но это и показатель нерешительности, неопределенности человека. Рассмотрим оба случая подробнее:

  1. Чрезмерная мечтательность как черта характера формируется еще в детстве. Это ответ детской психики на неблагоприятные условия развития: и грубость, одиночество, неудовлетворенные потребности, нужду, голод и т. д. Вспомните сказку про Карлсона. Малыш мучился от одиночества и выдумал друга, который живет на крыше. Мир фантазий и грез идеален, потому некоторые люди и выбирают его вместо реальности.
  2. Мечтательность, при которой мечты так и остаются мечтами, никогда не превращаются в цели, говорит об одном: человек нерешителен, переполнен и неуверенностью в себе. Или выдвигает завышенные ожидания и требования. Такие люди часто сами не знают чего хотят, не понимают себя и других людей.

Постоянные мечтания, жизнь в фантазиях и грезах препятствует , делает человека нежизнеспособным. Это опасно и вредно так же, как и чрезмерная рациональность. Иногда мечтать нужно, но еще лучше превращать мечты в реальность.

Мечты как визуализация

Визуализация – детальное представление чего-то очень желаемого. По сути, это и есть мечтания. Мы представляем картинки, ощущаем вкусы и прикосновения, пропускаем представления через себя и еще долгое время храним эмоции, порожденные мечтами. Мечты как визуализация – мощное средство психотерапии.

О пользе визуализации и психологии известно давно. Этот метод позволяет изменить мышление человека, улучшить качество жизни. Выходит, что мечтать полезно, но важно делать это правильно:

  1. Расставьте приоритеты. Как и в реальной жизни, в мечтах не стоит браться сразу за множество дел. На визуализацию уходит почти столько же энергии, сколько на реальное выполнение задач. Потому и не рекомендуется мечтать о многом одновременно – высок риск . Максимум – 5 желаний. Это должны быть самые заветные и реалистичные желания. Вы должны иметь возможности для их исполнения или же иметь возможность достать, развить все необходимые инструменты и ресурсы.
  2. Конкретика и точность формулировок. Представьте в деталях свое желание, используйте цифры, названия мест и т. д. Например, вы хотите похудеть. Цель «похудеть» слишком абстрактна. Добавьте к этому вес, который хотите сбросить и период, за который хотите от него избавиться. А еще лучше заменить слово «похудеть» на «стать стройной». И добавить, что достичь этого хочется здоровым путем. Ведь стать худой можно разными способами, например, на фоне стресса. Только при этом вы рискуете стать именно худой и изнеможденной, а не стройной и здоровой.
  3. и мечты в реальном времени. Аффирмация – это установка для самовнушения. Например, «я стройная и здоровая». Это пример хорошей аффирмации: коротко, четко, в настоящем времени. Важно думать о чем-то так, словно это уже случилось.
  4. Уверенность и . Люди очень скептически относятся к самовнушению, и аффирмации действительно работают не всегда. Но не работают они только в том случае, если человек сам не верит в них, не верит в то, что он делает и чего хочет.
  5. Поиск и сбор ресурсов. Оцените, что у вас уже имеется для достижения цели. Запишите. Теперь определите, что нужно раздобыть, подумайте, как это сделать. Вспомните о своих качествах, знаниях, навыках, умениях, связях и т. д.
  6. Превратить мечту в цель. Да, просто мечтания действительно имеют мало шансов на осуществление. Нужно приложить к этому усилия. Если вы будете повторять аффирмации о похудении, но при этом лежать на диване и есть булочки, то вряд ли вы обретете стройное и подтянутое тело. А вот если вы составите план питания и тренировок, будете его придерживаться, то результат не заставит себя. А аффирмации в данном случае предадут уверенности, окажут дополнительное позитивное и мотивирующее влияние.

Мечты, как и слово, наделены огромной силой. Они воздействуют на наше подсознание, а через него и на сознание. Слышали ли вы фразу «бойся своих желаний»? Возможно, нет. Но она работает. Мечтами мы закладываем подсознательную программу развития, а потому нужно быть внимательным к формулировкам и скрытым смыслам того, о чем мы мечтаем.

Что мешает мечтать?

Не только взрослая жизнь лишает способности мечтать. Некоторые люди теряют это умение еще в детстве. Что же мечтает нам мечтать:

  • авторитарный в семье (обилие требований и обязательств);
  • гиперопека;
  • консерватизм и практичность;
  • особенности личности ( , ипохондрия, педантичность);
  • низкий уровень образования и узкий кругозор;
  • комплексы;
  • переутомление, истощение.

Если и вас преследуют призраки прошлого, или если и у вас внутри присутствуют барьеры, то победите их. Разрешите себе расти и развиваться.

Если ваша цель кажется сложной для выполнения, то разбейте ее на маленькие задачи. Ежедневно совершайте по одному маленькому шагу на пути к своей мечте, и скоро вы ее достигнете. Например, можно ежедневно уделять по полчаса на занятия спортом, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Или по часу изучать иностранный язык, чтобы освоить его в совершенстве.

Вспомните любое интервью с успешным человеком. На вопрос «как вам удалось этого достичь?» успешные люди, как правило, отвечают: «Я с детства мечтал об этом и постоянно шел к своей цели».

Мечтать не вредно, гласит народная мудрость. Несмотря на ироничность этой поговорки, в ней очень точно выражено общее наше отношение к одному из самых светлых и дорогих каждому сердцу понятий – к мечте.

Пускай реальность будет самой что ни на есть беспросветной, пускай жизнь сложилась совсем не так, как хотелось, пускай весь мир идет на тебя войной, и уже потеряно все, что только можно было потерять – все это можно пережить, если у человека остается мечта. Она способна вытащить из самой унылой безнадеги, она поднимает нас над буднями и открывает новые горизонты, пронизанные светом надежды на лучшее. Это ее веками воспевали поэты всех народов, к ней стремились в своих благородных порывах самые чистые и бескорыстные сердца.

И вдруг, придя в Церковь, человек сталкивается с крайне негативным отношением к этому понятию, вплоть до прямого отождествления мечты с нечистой силой: «мечтания бесовские». Для многих это обстоятельство становится серьезной преградой на пути воцерковления и может даже совсем отвратить человека от дальнейшего изучения христианской веры.

Как и в большинстве случаев подобного рода, проблема здесь возникает из-за различного понимания и употребления одного и того же слова в просторечье и в церковном обиходе. Дело в том, что у слова «мечта» в русском языке существует множество смысловых оттенков, которые, в конечном счете, и определяют значение этого слова в каждом случае.

Например, когда к мечтательности склонен ребенок, это обычно воспринимается как положительное качество. Но вот словосочетание «великовозрастный мечтатель» – явно сомнительный комплимент. Одно и то же слово применительно к различным возрастным категориям приобретает прямо противоположный смысл. И в разговоре о причинах негативного отношения к понятию «мечта» в христианстве сначала нужно внимательно посмотреть: какие же вообще смыслы этого слова существуют в русском языке.

Прежде всего мечта это – заветная цель, сокровенное желание, исполнение которого должно (по мнению мечтателя) принести счастье. Диапазон таких мечтаний чрезвычайно широк: тут и общий для девушек всех времен и народов «принц на белом коне», и надежды на славу – «мечтаю стать кинозвездой», и карьерные упования – «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», и еще много-много всяких вещей, о которых можно говорить довольно долго.

Для современного человека такая мечта по большей части является неким «воспоминанием о будущем», возможностью хотя бы мысленно вырваться за пределы сегодняшнего своего существования и посмотреть – как же оно там будет, потом? Правда, «потом» это целиком и полностью создано фантазией самого мечтателя, но тут уж деваться некуда: более совершенного способа проникнуть в свой завтрашний день человек пока еще не придумал.

С тем же успехом можно мечтать и о своем прошлом, заново проживая в мыслях те его эпизоды, которые нас почему-либо не устраивают. Ведь в мечтах запросто можно сказать совсем другие слова, совершить другие поступки, и вообще – оказаться куда более умным, смелым и благородным, чем это было на самом деле. Этот вариант мечтательности тоже довольно широко распространен, но в отличие от первого он связан, главным образом, с негативными переживаниями и является своеобразной попыткой «исправить» прошлое хотя бы в таких мысленных спектаклях, где ты являешься уже не просто исполнителем одной из ролей, но еще и режиссером-постановщиком, а также — драматургом.

Есть и другие значения, в наше время ставшие малоупотребительными. Например, использовал слово «мечта» для определения того, что сегодня принято называть – ассоциативным мышлением:

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Еще одно такое устаревшее значение можно увидеть у того же Пушкина в поэме Полтава:

…Семью
Стараюсь я забыть мою.
Я стала ей в позор; быть может
(Какая страшная мечта!)
Моим отцом я проклята…

Здесь «мечта» употреблена уже в качестве предположения, гипотетической возможности. Сегодня вряд ли кому-то придет в голову изъяснятся подобным образом, хотя всего лишь два столетия назад подобное словоупотребление не вызывало у читателя вопросов.

А ведь церковно-славянский язык, на котором сформулированы все вероучительные истины христианства, возник гораздо раньше, чем язык Пушкинской поэзии. И поэтому многие слова, которые пришли в нашу речь из тех далеких времен, сегодня воспринимаются исключительно в их современном значении, даже если они и употреблены в церковной литературе. С «мечтой» произошла именно такая история.

Дело в том, что слово «мечтание» на церковно-славянском языке означает буквально – «призрак», некий образ, не имеющий ничего общего с реальностью. В принципе, к этой категории можно было бы отнести плоды тех самых мысленных путешествий в прошлое и будущее, закрыв тем самым все дальнейшие вопросы. Но это было бы слишком простым и поверхностным решением проблемы.

Внимательно рассмотрев современные смыслы слова «мечта», нетрудно сделать вывод: все они предполагают некое свойство человеческого сознания, причем свойство – творческое, способное создавать целые миры, никогда ранее не существовавшие. А одним из основных утверждений христианского учения о человеке, да и вообще обо всем сотворенном мире, является тезис преподобного Максима Исповедника: нет вещей дурных по своей природе, а есть вещи дурные по своему употреблению. Следовательно, и все свойства человека сами по себе – хороши, поскольку вложены в него Богом ради неких вполне благих целей.

Мечтание осуждается Церковью именно как неправильный способ употребления естественной и изначально доброй способности души к абстрактному мышлению, к созерцательной деятельности ума. Иными словами, литературное творчество и виртуозное вранье какого-нибудь мошенника «на доверии» имеют в основе своей один и тот же источник – способность ума к моделированию житейских ситуаций. Но в первом случае эта способность употреблена для раскрытия перед человеком темных закоулков его души и призыва к покаянию, во втором – для банального выуживания денег из незадачливой жертвы.

И христианство, осуждая мечтание, призывает человека прежде всего к отказу от такого недолжного использования интеллектуальных способностей, к дисциплине ума и сердца, к наведению порядка в той сфере, которая не подвластна никому, кроме самого человека – в сфере его мысли.

писал:

«Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному; от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины».

Вот здесь-то и кроется одна из опасностей мечтательного склада ума. Ведь мечты тоже являются результатом мыслительной деятельности человека.

Рожденные нашим воображением картины могут услаждать нас или пугать, огорчать или радовать. Но в любом случае мы способны управлять ими, придавать им ту или иную направленность, наслаждаться их созерцанием, или в негодовании отвергать их, как только они возникнут у нас в сознании. Этот процесс выбора отношения к мечтам происходит в нас постоянно, и наивно было бы полагать, будто столь важная часть нашей жизни не нуждается в определенной дисциплине и упорядочении.

Положа руку на сердце, каждый из нас может признаться себе в том, что бывают такие мечтания, о которых стыдно рассказывать даже самому близкому человеку. С точки зрения неверующего человека в этом нет ничего страшного: мало ли кто о чем фантазирует на досуге – главное, чтобы в реальной жизни все было пристойно и в рамках закона. Но в том-то и беда, что самые гнусные преступления совершались маньяками, садистами и насильниками уже после того, как они сотни и тысячи раз совершили их мысленно и этими страшными мечтами подготовили себя к реальным злодеяниям.

Человек может быть внешне вполне благопорядочным и законопослушным, но в душе носить ад самых чудовищных фантазий. В большинстве случаев они так и остаются лишь в мыслях таких «мечтателей». Но даже если их фантазии и не вырвались наружу в виде реального преступления, они все равно калечат человека, выжигая его изнутри.

Видный деятель Русского Зарубежья говорил об этом так:

«…Мы склонны мало придавать значения дурным движениям нашего сердца и говорим себе и другим: «Думай и чувствуй, что хочешь, только не вреди никому!» Или иначе: «Какое кому дело до моих мыслей и чувств?.. Ведь я же никому не врежу?» Но такого рода рассуждения глубоко ошибочны. ….Душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. Мысленный грех бывает хуже греха сделанного. Грех делом всегда ограничен условиями его совершения; грех мыслью никогда решительно ничем не ограничен. Совершить можно лишь немногое, но нет конца тем чудовищным преступлениям, которые может мысленно совершать человек, распустивший свое воображение. Самое же плохое то, что, впадая в этот грех внутренней нечистоплотности, человек обманывает себя сознанием, что он ничего дурного не делает. А между тем, когда настает для него момент настоящей деятельности, душа его оказывается вся источена, вся развращена внутренним грехом воображения, неспособна к добру и к власти над собою».

Для борьбы с этой бедой православные аскеты-подвижники, привыкшие к тщательному наблюдению за своим внутренним миром, разработали целую систему «опознания» таких разрушительных фантазий. Сначала в сознании появляется так называемый «прилог» - мысль о грехе, не имеющая визуального наполнения. Затем человек начинает в уме рассматривать эту мысль и как бы собеседовать с ней. Это у отцов называется «сочетание». Потом человек уже услаждается греховным помыслом, представляет себе мысленно, как он мог бы совершить грех - это называется «сосложение». Следующий этап называется – «пленение», когда привычка получать наслаждение от греховных мечтаний настолько захватывает человека, что он не может противиться ей, даже если очень этого захочет. И лишь после этого человек в реальной жизни совершает нечто такое, о чем и сам потом может горько пожалеть.

Остановить это течение от мысли о грехе к самому греху можно на любом этапе, за исключением пленения. Лучше всего, конечно же, отбросить сам прилог, саму мысль о грехе сразу после ее появления. Но для этого необходимо постоянное внимание к своим мыслям, чувствам, проверка их собственной совестью и сопоставление с . Такое устроение души святые отцы называют «трезвением». А вот противоположное устроение, когда мысли человека парят бесконтрольно, в Церкви как раз и называют – мечтательностью.

И даже в тех случаях, когда человек просто валяется на диване и мечтает, скажем, о туристической поездке на Фиджи, все равно такое времяпровождение невозможно назвать полезным, не только с церковной, но и с любой другой разумной точки зрения. Мечтатель как бы откладывает жизнь «на потом», и совсем не дорожит своим настоящим. Проецируя в будущее все, что связано в его представлении со счастьем, такой «диванный» мечтатель рискует никогда не достичь этого счастья. Привычка жить в мире грядущих радостей и свершений постепенно отрывает его от реальности все больше и больше, и, в конце концов, может привести его душу к совершенно плачевному состоянию. Тогда, даже попав на вожделенные Фиджи, он все равно будет мечтать о чем-то еще, потому что уже разучился жить и радоваться жизни здесь и сейчас.

Есть еще одна форма мечтания, от которой предостерегает Церковь. Это – мнительность. Диапазон ее проявлений весьма широк: от банальных подозрений супруга в несуществующих изменах, до серьезных психических расстройств. При канцерофобии (боязни злокачественных новообразований – прим. ред.) , например, человек годами мечется по клиникам и целителям, пытаясь излечить онкологическое заболевание, которого у него нет и никогда не было. И очень обижается на врачей, которые пытаются убедить его в том, что он здоров.

Последовательность рассуждений мнительного человека очень точно передает известный анекдот о семейной ссоре: «Рыбка ты моя! – Рыбка? Это значит – пиранья. А пиранья значит – зубы. А зубы – собака. Ой, мама, он меня сейчас сукой обозвал!»

Более подробно эту же схему можно наблюдать в советском фильме «Блондинка за углом», когда героиня Татьяны Догилевой в объятьях любимого мужчины внезапно начинает плакать и сквозь слезы объясняет свое поведение примерно так: «Вот поженимся мы с тобой, и родится у нас мальчик, и будет у него все, что душа пожелает, и «поступим» мы его учиться в лучший университет. И вот он поедет в деревню на картошку, и увидит там сарай с подвалом, начнет спускаться в подвал, а тут на него случайно упадет топор, лежащий на полке… И все — нет нашей кровиночки, нашего мальчика!» Несмотря на утрированную форму, здесь хорошо видно, что в основе «трагического» вывода героини лежит не что иное, как мечта. И дальнейшие ее рассуждения также относятся к сфере мечтаний, которыми она умудрилась довести себя до слез в один из самых счастливых моментов своей жизни.

Мечтательность-мнительность может превратить существование человека в кошмар и даже . А причина этому столь же проста, сколь и печальна: обладая способностью мысленно моделировать житейские ситуации, человек постепенно теряет ощущение границы между реальным миром и тем фантомом, который существует лишь в его сознании. И начинает руководствоваться в реальной своей жизни некими предпосылками и выводами из мира собственных фантазий. Результаты этого «руководства» могут быть комичными или трагическими, но об одном можно сказать с уверенностью: жизнь человеку такой «коктейль» из мечтаний и реальности отнюдь не облегчает.

Есть в русском языке такое слово – «возомнить». Означает оно как раз такое вот мечтательное представление человека о себе, о своем месте в мире, об отношениях с другими людьми. Так, Родион Раскольников после долгих мечтаний о том, как благородно он распорядится ценностями, похищенными у старухи-процентщицы, вдобавок возомнил о себе, будто он имеет право распоряжаться еще и чужими жизнями.

Конечно, в жизни возомнившие люди далеко не всегда приходят к той черте, которую переступил герой знаменитого романа . Но можно изрядно себе навредить собственными мечтами-мнениями и не доходя до разбоя с двойным убийством. Например, возомнить, будто начальник недоволен твоей работой и хочет тебя уволить, довести себя этими мечтаниями до невроза, а потом, с удивлением увидеть приказ о твоем повышении, подписанный тем самым «злодеем-начальником».

Мнительность может быть, условно говоря, и «с положительным знаком». Ведь можно намечтать себе и вполне привлекательную картину жизненных обстоятельств, у которой окажется всего лишь один недостаток: она плохо соотносится с настоящей жизнью. Гениальный Пушкин всего в двух строчках сумел выразить подобный взгляд на мир через призму желаемого:

Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Однако такая радость от самообмана очень быстро сменится разочарованием, жестокость которого будет прямо пропорциональна полученному удовольствию. И когда в молитвенных текстах встречается прошение к Богу «избави нас от мечтания бесовского», это вовсе не означает, будто христиане считают любую мечту – произведением нечистой силы. Вспомним: в церковно-славянском языке слово мечтание значит – призрак.

Бывает так, что аскет-подвижник возомнит о себе, будто достиг высочайших вершин святости, и тогда злые духи начинают являться ему в различных образах – ангелов, святых и даже Самого Христа. Но все это лишь – призраки, которые могут легко ввести в заблуждение человека, склонного к духовному самообману. Ведь всегда найдутся желающие обвести вокруг пальца простофилю, который и «…сам обманываться рад». И если такой подвижник поверит этим призракам, то может очень серьезно пострадать от своей доверчивости. Именно такого рода мечтания-призраки названы в христианской традиции – бесовскими. Но это совсем не значит, будто Церковь предает анафеме любую мечту вообще.

Любая способность человека заложена в него Богом при сотворении, а значит и способность к абстрактному мышлению, ассоциациям, воображению (с которыми мы обычно связываем понятие мечты) тоже – от Бога, значит – их тоже можно употребить во благо себе и ближним. Вопрос лишь в том, какие цели ставит перед собою человек, использующий эти богоданные свойства, и какое место занимает мечта в его жизни.

Так, мечтою часто называют некую положительную жизненную программу на будущее – некий план собственного развития на много лет вперед с определенной целью. Например, юноша говорит, что мечтает стать хирургом. Для этого он усиленно изучает анатомию и физиологию, поступает в медицинский институт, посещает дополнительные семинары, практикуется в «анатомичке», читает огромное количество литературы по специальности, ассистирует при операциях, и, наконец, сам становится практикующим хирургом.

Такое отношение к своей мечте можно только приветствовать, потому что она является мощным стимулом к деятельности, помогает человеку выстроить свою жизнь и определиться в выборе жизненного пути.

В конце концов, и многие нынешние священнослужители тоже ведь мечтали когда-то стать батюшками. И в этом смысле словосочетание «мечтать не вредно» является совершенно справедливым.

Но бывает и так, что человек вместо реализации своей мечты уходит в нее, прячется в ней от реального мира, словно улитка в раковину. Такая мечта способна отнять у человека его настоящую жизнь, подменив ее миром бесплодных грез и фантазий. Тогда из путеводной звезды она становится призраком, мешающим определить правильное направление. И вряд ли кто-нибудь возьмется оправдывать подобную мечтательность.

Церковь не отнимает у человека его мечту, она говорит лишь о разумном к ней отношении.

Во что она превратится – в позитивное полагание высокой цели, или в пассивный уход от действительности? Соответствуют ли мечты человека той нравственной норме, которую он определил для себя в реальной жизни? Как не потерять ощущение границы между мечтой и реальностью? Вот вопросы, на которые христианство предлагает свои варианты ответов.

А уж принять их или отказаться – каждый из нас решает самостоятельно.

Почему полезно мечтать: 7 причин

Каждый из нас время от времени предается мечтам. Ведь именно мечты дают возможность двигаться вперед, стремиться к чему-то, развиваться, совершенствоваться и никогда не сдаваться. Если вы сдались, значит, не настолько сильна была ваша вера в мечту, не настолько хотелось достичь желанного.

Научными исследованиями и экспериментами было доказано, что мечты содержат особую энергию. А вот в какое русло будет направлен поток данной энергии – зависит от человека. Возможно два варианта событий:

– позитивного характера (когда мечта будет достигнута, соответственно, заряд бодрости, энергии и отличного настроения обеспечен);
– негативного характера (установлена настолько высокая планка, что, казалось бы, проще сдаться и не пытаться ничего изменить, в результате таких мыслей человек оказывается загнанным в тупик, его охватывает депрессия).

Однако если очень стремиться и шаг за шагом идти к своей цели, то обязательно рано или поздно все получится.

Мечтать полезно: несколько причин, подтверждающих этот факт:

1. Целеустремленность

Мечта – это своеобразная цель, только значимость ее в несколько раз выше. А чтобы достичь того, что так необходимо, нужно развивать в себе целеустремленность. Другими словами, здесь весьма удачно прозвучит фраза: Вижу цель – не вижу препятствий.

2. Поток новой и свежей энергии

Сам того не предполагая, человек способен заставить свой организм работать в позитивном ключе. Во время погружения в пучину грез происходит выброс позитивной энергетики, которая направлена на улучшение внутреннего состояния человека, а также на укрепление организма в целом.

3. Развитие творческих способностей

Замечали ли вы, что на пути к чему-то очень желанному, начинаете часто об этом думать, представлять свое будущее в радужных красках. Развивается воображение, которое и рисуется в мозге человека светлые и приятные сердцу картины. Воображение положительно сказывается на развитии и улучшении творческого потенциала.

4. Преодоление любых преград

Никогда не сдаваться! Такую фразу часто можно услышать от людей, которые уверены в своих силах, не готовы опускать руки и справятся с любыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

5. Чувство вдохновения

Мечты умеют окрылять. Знакомое многим чувство, когда впереди есть определенная цель, двигаясь к которой кажется, что несешься со скоростью ветра, ведь на спине появились крылья, буквально подталкивающие вперед. Вдохновение полезно еще и тем, что оно благоприятно сказывается на самочувствии человека и его развитии.

6. Стремление работать и высокий КПД

Если все время думать о своей цели и больше ничего не делать, чтобы достичь ее, то она так и останется в категории неосязаемых. Любая мечта предполагает не только наличие фантазий и мыслей, но еще и активных действий. Возрастает желание трудиться, ведь чем больше сделать, тем ближе будет объект из грез.

7. Мечты имеют особенность сбываться

Если вы не сдались и преодолели все сложности и невзгоды, которые возникали на пути к цели, в конечном итоге мечта будет достигнута. А это означает, что, помимо достигнутой мечты, вы приобрели уверенность в себе, стали сильнее духовно и физически, научились двигаться вперед, полюбили свой труд, открыли в себе новые навыки и возможности, усовершенствовали имеющиеся знания и опыт, заставили активно работать мозг. С достижением поставленной цели человек приобретает нечто больше, а именно: веру в самого себя, а также умение направлять свои силы в правильное русло.

Не бойтесь мечтать – ведь это полезно! Не стесняйтесь этого, ведь это так прекрасно, когда мечты сбываются!

Июн 12, 2017 Ольга

Просмотров