Как сделать аэросани из саней. Самодельные аэросани для рыбака

Аэросани - это особый вид вездеходного транспорта, приводимый в движение вращением пропеллера в задней части машины. Используется для передвижения по снегу и льду любителями рыбалки, охоты, связистами, спортсменами и просто желающими покататься. Благодаря простоте конструкции и доступности деталей в условиях домашней мастерской или гаража реально сделать аэросани своими руками.

В общем виде любые аэросани состоят из корпуса, ходовой части, винтомоторной системы, тормозной системы, рулевого управления. Под корпусом понимается несущий каркас, иногда с обшивкой из пластика или дюрали. Ходовая часть - это широкие загнутые лыжи, распределяющие нагрузку от веса саней и водителя на снег.

Разнообразие проектных решений позволяет выбрать двигатель для аэросаней исходя из потребностей конкретного пользователя: маломощные движки от бензопил подойдут к лёгким мини-саням типа «Вжик», в то время как двигатели большего объёма станут основой для массивных машин большой вместимости с кабинами и мягкими подвесками. Наличие последних двух приближает комфортность езды к автомобильной при сохранении мобильности. Аэросани пройдут там, где авто без специальной подготовки не пройдёт никогда: им покорится и нетронутый глубокий снег, и тонкий лёд.

Отдельные модели могут даже пересекать водные препятствия. Такие аэросани-амфибии называются аэроглиссерами, их ходовая часть выполняется из воздушной подушки, днище которой защищается пластиковой чешуёй. Защита позволяет передвигаться на глиссерах даже по сухому грунту. Однако злоупотреблять этим не стоит, поскольку пробой резины может полностью вывести сани из строя. В самодельных агрегатах роль воздушной подушки исполняет надувная лодка.

Максимальная скорость, которую могут развивать аэросани, варьируется в зависимости от их индивидуальных характеристик:

  • в литературе указывается предел в 150 км/ч.;
  • по укатанному снегу рядовые сани поедут до 50 км/ч.;
  • по слежавшемуся нетронутому снегу - 80 км/ч.;
  • по льду - 110 км/ч.

Однако стоит помнить, что с увеличением скорости снижается устойчивость саней и возрастает риск опрокидывания на ходу. Грузоподъёмность также зависит от индивидуальной конструкции. Малолитражные модели едва увезут водителя с его снаряжением, а аэроавтобус с кабиной на основе мотора от, например, «Жигулей» увезёт до пяти человек в полном снаряжении и с уловом. От размеров двигателя и нагрузки варьируется и дальность хода. В среднем 40 л топлива хватает на 300 км пути. Рекомендуется добирать баки с топливом в дальнюю дорогу.

На начальном этапе определяются с необходимыми характеристиками саней. Задают параметры аэровинта, двигателя, проводят прочностный расчёт несущей конструкции кузова и узлов, назначают тип рулевого управления и тормозную систему. По окончании расчётов создают пакет проектной документации, после чего приступают к сборке аэросаней своими руками по чертежам.

В качестве несущей конструкции кузова используют сварной каркас либо раму. Вообще, каркас варить придётся в любом случае. Просто в рамной конструкции он будет служить основанием для обшивки кабины, а при отсутствии рамы основную нагрузку понесёт именно каркас. Рама может быть цельной или ломаной.

Ломаная рама состоит из двух полурам, скреплённых шарнирно. Передняя половина вмещает в себя кабину с элементами управления и поворачивается вместе с вращением рулевого колёса, с которым она соединяется посредством червячного редуктора. Задняя несёт силовой агрегат. В основе как цельной рамы, так и несущего кузова лежат лонжероны - продольные стержни в нижней части конструкции.

На раму кабина устанавливается шарнирно через проставки, а в несущий кузов лонжероны жёстко ввариваются . Каркас сваривается из полых металлических труб, размеры и толщины стенок которых определяются расчётом. Допускается деревянная конструкция каркаса, при этом элементы склеиваются казеиновым клеем и марлей.

В общем виде каркас имеет аэродинамическую форму, он проектируется зауженным и по возможности скруглённым спереди. По длине усиливается шпангоутами (поперечными контурами), располагаемыми равноудалённо друг от друга. Сборка каркаса начинается с нижних элементов: лонжеронов и распорок, к которым привариваются шпангоуты.

  • фанерные листы;
  • дюралюминий;
  • пластик.

В основе ходовой части аэросаней лежат лыжи из фанеры толщиной 10 мм, усиленные в продольном направлении деревянным брусом и обшитые сверху нержавейкой. Передние части лыж загибаются на стапеле после окунания в кипяток. Кузов устанавливают через амортизаторы в виде пружин либо рессор. Рессоры состоят из трёх частей, монтируются к кузову шарнирно с помощью болта М6. Дополнительную устойчивость в поворотах придают подрезом из сплюснутой по концам трубы диаметром 8 мм, устанавливаемым на передних частях лыж.

На аэросани-самоделки устанавливаются тормоза в виде скребков, размещаемых на краях задних лыж. Скребки приводятся в действие педалью, подведённой через трос к ноге водителя. При нажатии на педаль скребки опускаются, увеличивая трение саней со снегом и замедляя их. Рулевое управление осуществляется либо через червячный редуктор, подведённый к поворачиваемым элементам, либо непосредственно колонкой, соединяющей рулевое колесо с передней лыжей.

Собирая аэросани-амфибию своими руками, можно не заморачиваться со сваркой кузова и устройством ходовой части. Достаточно разместить готовую винтомоторную установку на надувной лодке и защитить днище судна пластиковой чешуёй. Чешую собирают из обрезков ненужного пластика. Размер и масса двигателя должны примерно совпадать с характеристиками типовых лодочных моторов. Чрезмерно массивный движок негативно скажется на вместимости, управляемости и устойчивости глиссера.

Винтомоторная система размещается на обшитой фанерой деревянной столешнице, для демпфирования вибрации мотора допускается использовать в конструкции опоры резиновые прокладки. Двигатель фиксируется с помощью кронштейнов и подкосов. Силовой агрегат подбирается индивидуально. Больший объём не гарантирует лучших ездовых качеств. Поэтому не стоит стремиться установить мотор от старого ВАЗа на небольшие сани.

Лучше использовать готовый пропеллер, снабдив его дополнительной защитой в виде металлической сетки с обеих сторон . Открытый винт, вращающийся на большой скорости, может нанести серьёзный вред здоровью водителя и окружающих. Геометрия пропеллера подбирается исходя из мощности мотора и скорости его вращения. Для двигателя от мотоцикла ИЖ-56 мощностью 15 лошадиных сил при числе оборотов 1400-1600 в минуту подойдет диаметр 1500 мм с шагом лопастей 500−600 мм, при числе оборотов 2200−2400 в минуту диаметр должен составлять 1200−1300 мм с шагом 650−700 мм.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Аэросани своими руками можно изготовить достаточно просто. Обусловлено это тем, что конструкция не имеет сложной трансмиссии, сцепления, колес, а также гидравлических тормозов. Использовать такое оборудование можно даже в сложных условиях дорог, где непросто пройти даже гусеничному трактору. Высокая эффективность установки и значительная скорость прохождения сделали данный вид самодельного транспорта одним из самых распространенных.

Основание для конструкции аэросаней

В качестве основания конструкции выступает днищевая рама, выполненная в виде плоской панели. Ее предстоит самостоятельно изготовить из сосновых брусков-лонжеронов, пенопластового заполнения, деревянных поперечин, а также прочной обшивки, изготовленной из фанерного полотна. Подобная панель имеет высокие качественные характеристики, выраженные в незначительном весе и высокой жесткости, кроме того, полотно демонстрирует изгиб на кручение, но при этом имеет совсем незначительную толщину.

Если вы решили изготовить аэросани своими руками, то для выполнения лонжеронов предстоит подобрать прямослойные доски, толщина каждой из которых должна быть равна 40 мм. С их использованием предстоит выстругать изогнутые детали, высота которых равна 50 мм. Для боковых элементов необходимо подготовить доски с толщиной, равной 15 мм. Тогда как передняя поперечина, на которой будут укреплены шарниры руля, должна быть выполнена из соснового бруска 60x50 мм. Для того чтобы смонтировать каркас рамы, выполненной в виде панели, необходимо использовать эпоксидный клей. Этот же состав должен быть применен и при креплении к каркасу пенопластовых блоков, кроме того, клей должен быть использован и при облицовке днищевой панели, в процессе чего предстоит применять 5-миллиметровое полотно фанеры.

Для того чтобы изготовить аэросани своими руками, необходимо будет соорудить корпус, в основе которого может быть классическая для этой разновидности транспорта конструкция, выполненная на основе легкого каркаса. Последний должен быть выполнен из тонкостенных металлических труб, которые скрепляются между собой методом сварки. Выбирать необходимо заготовки, внешний диаметр которых равен 15 мм. После на каркас необходимо укрепить формообразующие элементы, в качестве которых выступают стрингеры. Крепление необходимо производить с помощью мягкой проволоки.

Особенности изготовления лобового стекла

Для того чтобы изготовить аэросани своими руками, необходимо будет лобовое стекло, которое можно позаимствовать от ЗАЗ-968, для него рама фиксируется на каркасе посредством сварочного аппарата. Образованное стрингерами пространство между ними необходимо тщательно заполнить пенопластовыми блоками. Как только поверхность пенопласта будет обработана и покрыта шпаклевочным составом, корпус необходимо оклеить стеклотканью, которая укладывается в два слоя.

Изготовление дверей

Чтобы изготовить двери, необходимо использовать ту же технологию, которая применялась при выполнении корпуса. То есть, здесь придется подготовить трубки, которые лягут в основу каркаса. Кроме того, предстоит использовать фанерные стрингеры и пенопластовое заполнение. Что касается расположенного окна, а также тех окон, которые будут на дверях, то здесь пригодится использование 4-мм оргстекла.

Если вы решили выполнить аэросани своими руками, чертежи предварительно рекомендуется просмотреть, чтобы выбрать один из них.

Боковые части задней области кузова аэросаней, которые переходят в кили, должны быть отделаны заранее подготовленными полотнами фанеры. Использовать при проведении этих работ необходимо листы 4 мм. Кили представляют собой участки, расположенные за дверями установки. Фанера должна быть укреплена на трубчатом каркасе, а использовать при этом рекомендуется винты М4. После того как проведение такого рода работ будет завершено, можно переходить к оклеиванию внешних поверхностей, применить при этом предстоит стеклоткань, которая обязательно укладывается в два слоя. Внутренняя поверхность фанерной обшивки должна быть защищена от воздействия влаги, использовать для этого необходимо паркетный лак, который наносится в два слоя.

Винтомоторная установка

Аэросани своими руками, чертежи которых предстоит подготовить заблаговременно, имеют в основе винтомоторную установку РМЗ-640, обладающую клиноременным редуктором. Подобными моторами оснащается ряд мотодельтапланов, а также самолетов. Стоит отметить, что винтомоторная установка описываемой конструкции почти ничем не отличается от той, что встроена в популярный двухместный дельталет. С воздушным винтом, диаметр которого равен 1350 мм, агрегат способен развить статическую тягу в 120 кг, что окажется вполне достаточно для описываемой конструкции.

Перед тем как сделать аэросани своими руками, необходимо учесть, что винтомоторная установка на раме-панели должна фиксироваться посредством раскосов в количестве шести штук. Выполнить их необходимо из металлических труб Ø30x1,5 мм.

Для того чтобы снизить аэродинамическое сопротивление, к трубам посредством эпоксидной смолы необходимо приклеить деревянные зализы, которые станут придавать раскосам сечение в виде капли.

Работа над воздушным винтом

Пропеллер для аэросаней своими руками можно выполнить по той же технологии, которая использовалась германской компанией «Хоффман». Перед тем как выполнить винт, необходимо сделать заготовку, используя сосновые бруски 60x20 мм, которые предстоит склеить эпоксидной смолой. При проведении данного процесса слои древесины необходимо расположить симметрично плоскостям сопряжения. После завершения склеивания заготовку необходимо отфуговать, чтобы она соответствовала размерам винта. Для шаблонов нужно применить чертеж винта. А вот сами шаблоны следует подготовить из фанеры. Для проведения работ необходимо использовать несколько их вариантов - плановый, а также вид сбоку, нижние и верхние шаблоны лопасти. Если вы решили изготовить аэросани своими руками, фото которых представлены в статье, необходимо выполнить разметку и использовать на следующем этапе топор с рубанком. А вот заключительные работы по доведению винта стоит выполнить в стапеле. Выполнить его основание необходимо из доски в 60 мм.

Для того чтобы определить, насколько точно был обработан винт, необходимо применить синьку, которой нужно обработать нижние шаблоны. На стержень предстоит надеть заготовку и прижать. Это позволит получить отпечатки лопастей. Как только синие отметки будут удалены, рашпилем необходимо прижать винт к шаблонам. Подобные манипуляции предстоит производить до тех пор, пока на заготовке не станут отпечатываться следы шаблонов по длине. Верхняя область винта должна быть обработана в стапеле, после предстоит удалить излишки между сечениями. Для того чтобы контролировать правильность проведения данных работ, необходимо использовать стальную линейку.

Винт для аэросаней своими руками должен быть сбалансирован после того, как он будет готов. Для этого в центральное отверстие необходимо установить стальной валик, а после смонтировать пропеллер на балансировочные линейки. Если обнаружится более легкая лопасть, то ее необходимо загрузить свинцом, который должен быть наклеен в виде полосок. Как только удастся добиться равновесия, из полосок нужно отлить круглый стержень, который крепится на эпоксидный клей в отверстие, сделанное в лопасти.

Проведение отделки пропеллера

Можно изготовить аэросани из бензопилы своими руками, но если вы решили использовать в работе описанную выше технологию, то на следующем этапе необходимо оклеить пропеллер стеклотканью в два слоя. После нужно произвести шлифовку, завершающую балансировку. Далее поверхность грунтуется, а также окрашивается автоэмалью. Спереди расположенную лыжу необходимо склеить на эпоксидной смоле, применив полосы фанеры, толщина которых равна 4 мм. В работе при этом должны быть использованы и полосы нержавейки в 0,8 мм. Толщина склейки эквивалентна 30 мм. Передняя область лыжи должна иметь вид дуги из металлической трубы в 16 мм. В средней части этот элемент должен иметь направляющие подрезы из листовой нержавейки в 3 мм. Лыжа будет иметь пружинно-гидравлический амортизатор, позаимствованный от «Урала».

Задние лыжи имеют коробчатый вид. Их подошвы склеены из фанеры и нержавейки, а вот боковины необходимо подготовить из доски 25 мм. Эти элементы лишены амортизации. Рулевое управление взято от мотоколяски СЗД. От нее можно взять и обогреватель. Тормоза установлены на задних лыжах. Привод комбинированный: от педали до рычага он будет тросовым, тогда как от рычага до скребка его необходимо сделать жестким. Если вы хотите сделать установку более сложной, то можно изготовить радиоуправляемые аэросани своими руками.

Аэросани? это самоходные сани, в устройство которых входит двигатель внутреннего сгорания и воздушный винт? пропеллер. Транспортное средство предназначается для езды по снежным и скользким дорогам. Скорость таких саней может достигать до 140 км/ч, в зависимости от мощности мотора. В конструкцию аэросаней входит шасси, состоящее из трех или четырех лыж. Данный тип саней можно легко сделать своими руками.

Главным преимуществом данного средства передвижения перед снегоходами являются скоростные характеристики. Также, при наличии кабины и хорошей подвески, уровень комфорта в санях практически не отличается от условий в автомобиле. Аэросани имеют очень простую конструкцию, сделать их можно самостоятельно. Для этого требуется двигатель, например, от мотоцикла?Юпитер?, материалы для корпуса и всего три деревянные лыжи.

Изготовление простых саней своими руками

Прежде всего, необходимо изготовить корпус из деревянных брусьев, которые нужно обшить фанерой, закрепить подушки и кресла. Лыжи для саней обязательно должны быть из березовых досок. Для упрочнения конструкции с поддержкой мотоциклетного двигателя?Юпитер? можно использовать фанерные планки.

Закрепить сзади лыж тормоза, которые будут включаться водителем при нажатии на правую педаль. Для этого используются штыри и трос. Поставить заднюю лыжу вплотную к основной раме, которая крепится на корме корпуса. Переднюю лыжу, которая отвечает за управление, закрепить на металлическом кронштейне, который будет располагаться сбоку от корпуса.

Чтобы собрать механизм управления, нужно использовать руль от мотоцикла, с которого снимается двигатель для саней. Мотор лучше всего использовать от?Юпитера?. Он устанавливается на раму в виде трубки, как и воздушный винт, на который передается крутящий момент при помощи мотоциклетного цепного редуктора. Вращение винта должно достигать 1440 оборотов в минуту. Для обеспечения дополнительной безопасности устанавливается сетка.

Рама, закрывающая двигатель от?Юпитера?, крепится на корпусе посредством подкосов на подвеске. Топливный бак устанавливается над мотором.

Для изготовления воздушного винта нужно предварительно сделать заготовки лопастей, вырезав элементы из сосны или дуба. Пропеллер склеивается при помощи казеинового клея. Расчет размеров должен быть точным. Склеенные детали винта просушиваются и защищаются до готовности к использованию. Важно обстругать рубанком каждую из лопастей после сушки. Лопасти винта оклеиваются тканью и красятся. Для этого можно использовать бязь. После проверки каждого из винтов на сохранение баланса они насаживаются на втулку, после чего аэросани полностью готовы к эксплуатации.

Двигатели для аэросаней

Для создания саней своими руками можно использовать двигатель от мотоцикла?Юпитер? или автомобиля?Жигули?. Основные узлы и детали двигателя включают в себя: крышку редуктора, заднюю и переднюю пластины, прокладки, ведущую шестеренку, корпус цилиндра и кронштейн крепления. Наиболее часто используемыми моторами являются:

Карбюратор К-62И с двумя цилиндрами? в данном механизме используется редуктор от газораспределительного устройства трактора МТЗ-80. Двигатель оснащен специальным электростартером и аккумулятором. Механизм зажигания работает от батареи. Топливный бак способен вместить до 30 л бензина.

? Д-30 ? в данном модуле отсутствует редуктор на воздушный винт. Тяга составляет 40 кгс. Применяется на легких аэросанях, в основном на тех, которые сделаны своими руками, а не на серийных. Установка такого типа устройства зависит от расчета характеристик корпуса.

Д 15 ? отличается от аналогов наличием цепного редуктора, прикрепленного на воздушный винт. Последний имеет диаметр 1,4 м и развивает достаточное тяговое усилие в 60 кгс. Разновидность двигателя Д15 ? Д-15z ? оборудован зубчатым редуктором. Рекомендуется к использованию в аэросанях и парапланах. Шестеренки, которые установлены в редукторе, также применяются в газораспределительном механизме КАМАЗ-740. Все двигатели данной серии имеют топливный бак на 15 л.

Что нужно для аэросаней на воздушной подушке

Для создания саней на воздушной подушке нужно использовать обычную пилу, рубанок и дрель. Также нужно вытащить из старого мотоцикла?Юпитер? работающую силовую установку. Сварку и другую тонкую обработку можно передать специалистам, а можно и сделать своими руками.

В качестве основного материала будут служить фанера и доски. Лучшим вариантом станет использование разновидностей БС-1 или ФСФ, потому что обычный элемент не может выдержать повышенную влажность. Фанера предварительно обрабатывается лаком, наносятся другие специальные покрытия.

Для самостоятельного крепления корпуса нужно использовать специальные строительные клеи. В качестве такого средства может выступить эпоксидная смола или казеин высшего сорта. Для полного и надежного сопряжения всех элементов своими руками будет достаточно 5 кг клея. Важно применять только водостойкие варианты.

Для создания воздушной подушки нужно использовать только прочные материалы. Также среди основных характеристик важны эластичность и воздухонепроницаемость. Подушку можно создать самостоятельно из отечественных материалов, например, из прорезиненных тканей до 1,5 мм толщиной. Главное, установить двигатель так, чтобы он не повредил оболочку. Основу составляет хлопчатобумажные и синтетические элементы. Подушка будет напоминать надувную лодку.

Собрать сани на подушке можно с применением силовой установки от мотоцикла?Иж-Юпитер?. Мощность такого двигателя составляет 24 лошадиные силы. Для подушки можно своими руками установить трансмиссию от мотороллера, самодельный бензобак, фары от трактора и другие элементы для амфибии. Важно, чтобы рама была выполнена из металлического профиля. Мощности двигателя хватит, чтобы преодолевать самые глубокие сугробы без провалов. Перед началом поездки нужно проверить все крышки редуктора на моторе.

Аэросани самодельные не способны преодолевать местность с крутыми подъемами. В этом состоит их конструктивная особенность. Все дело в том, что в качестве движителя установки выступает воздушный винт, иногда его еще называют пропеллером. Если вы решили самостоятельно изготовить аэросани, то можете использовать систему из трех лыж. Некоторые умельцы используют 4 лыжи, можно применить при проведении работ и несущий корпус. Последняя разновидность аэросаней предполагает возможность передвижения конструкции не только по снегу, но и по воде.

Аэросани самодельные могут иметь всевозможные разновидности конструкций. Система может быть одноместной, тогда предстоит использовать три лыжи. При изготовлении будет применяться балка корпуса, а также поперечная балка, предназначенная для монтажа задних лыж. Помимо прочего, нужно будет использовать подмоторную раму. Комплект брусков, применяемых в работе, должен иметь сечение, равное 35x40 мм. Фиксация элементов будет осуществляться на болтах М6. В месте стыковочных узлов нужно будет монтировать стальные уголки, а также шайбы значительного диаметра, они будут исполнять роль фиксатора, который предотвратит деформацию древесины.

Составляющие конструкции

Аэросани самодельные в области монтажа поворотной стойки спереди расположенной лыжи предполагают наличие стальной пластины, скоб, а также угольников. Лыжи должны быть выполнены из древесины. Передняя область корпуса закрывается элементом, который станет выполнять роль капота. На его боковинах располагаются стальные скобы. На верхней части капота будет вмонтирована велосипедная фара. Сиденье для водителя можно изготовить из фанеры, необходимо взять полотно, толщина которого равна 8 мм. Передней частью этот элемент будет опираться на две пружины, позаимствованные от велосипедного седла. Поперечные бруски, на которых монтируется мотор, обладают разной длиной. Задний брусок будет длинным, он крепится трубчатыми стойками и исполняет роль ограждения воздушного винта. На его концах нужно закрепить выгнутые по радиусу пропеллера пластины. Последние в процессе работы нужно будет покрасить в красный цвет. Задние лыжи обладают скобами-кабанчиками. Их можно изготовить из полосовой стали, из которой предварительно вырезается заготовка с размером 5x30 мм.

Аэросани самодельные будут иметь в составе, как уже было сказано, скобы-кабанчики, с помощью которых лыжи монтируются на болтах М10 к уголкам. Последние сопрягаются с брусками поперечной балки.

Особенности изготовления лыж

Лыжи собираются с помощью казеинового клея. Предварительно необходимо подготовить три пластины, изготовленные из фанеры. Нужно использовать фанеру толщиной в 4 мм. По краям лыжи нужно усилить фасонными дубовыми досками. Подошвы лыж в нижней части должны быть укреплены листовой сталью. Помимо прочего, их нужно снабдить поперечными подрезами. Для того чтобы лыжи не врезались в снег при зависании, на них нужно монтировать оттягивающие тросы с пружинами.

Моторная часть

Самодельные аэросани управляют поворотом передней лыжи. От рулевой колонки идет тросовая передача. Для управления мотором конструкцию предстоит снабдить рычагами газа, кроме того, будет нужно опережение зажигания. Проводку можно позаимствовать у мотоцикла. Мотором будет выступать тракторный пускач ПД-10. На пускаче нужно установить цилиндр воздушного охлаждения, который можно взять от мотоцикла ИЖ-56. Что касается топливного бака, его следует расположить под мотором. Топливная подача будет осуществляться самотеком.

Альтернативный вариант изготовление аэросаней

Самодельные аэросани можно изготовить и по другой технологии. Как и в первом случае, они будут одноместными, но снабдить их предстоит четырьмя лыжами. При этом следует придерживаться главного принципа, который выражен в применении как можно меньшего числа дефицитных материалов. Это значительно удешевит конструкцию и сделает ее максимально простой. При этом рекомендуется обратить внимание на снижение веса. Несмотря на то что данная конструкция будет обладать четырьмя лыжами, а не тремя, как в предыдущем варианте, она должна получиться легче.

Изготовление корпуса

Самодельные аэросани с маломощным двигателем изготавливаются в данном случае из брусков. Предстоит подготовить перед началом работ и еловые доски, которые должны иметь толщину, равную 16 мм. Лыжи нужно монтировать симметрично по отношению к двум поперечно расположенным доскам. Передние лыжи будут управляемыми. Они будут иметь в составе кронштейны. Крепление необходимо осуществлять болтом М10, который будет выступать осью. Очаг, отвечающий за управление, будет совмещен с вилкой. Метод сопряжения рычагов управления левой и правой лыжами, а также тросом управления будет жестким. Трос необходимо направить через ролики, оттуда он будет уходить на барабан рулевой колонки, где крепится болтом М6. Поперечная тяга обладает с обоих концов наконечниками, предназначенными для регулировки параллельности положения лыжи. Поворотная скоба в области оси на передней доске проходит сквозь бруски, которые имеют сечение 30x30 мм. Лыжи, расположенные сзади, крепятся посредством уголков и болтов М10.

Особенности изготовления лыж

Перед тем как сделать самодельные аэросани, необходимо изучить конструкцию лыж. Она должна быть коробчатой. Применяя оцинкованное железо, предназначенное для проведения кровельных работ, нужно изготовить ходовую подошву. Необходимо выбирать железо, толщина которого равна 1,2 мм. На подошве следует монтировать два подреза, которые нужно выполнить из металлического уголка, он должен иметь габариты, равные 8x20 мм. Каркасом лыжи они должны быть сопряжены с шурупами, которые имеют потайные головки. Зубчатый стальной скребок, который нужно установить на стальном деревянном рычаге, сопрягается с педалью тормоза. Если нажать на нее, рычаг будет опущен, а зубчатый скребок будет обеспечивать торможение конструкции, при этом он станет врезаться снег. В свое естественное положение тормоз будет возвращён пружиной.

Моторная часть

Самодельные аэросани, чертежи которых предстоит рассмотреть еще перед началом работ, должны быть выполнены с мотором, который аналогичен установленному на вышеописанной модели. Монтаж двигателя нужно производить цилиндром вниз. Используя полосовую сталь, нужно изготовить подмоторную стойку. Предварительно предстоит подготовить металлические элементы размером 8x30 см. Бензобак нужно монтировать над мотором, подача топлива будет производиться самотеком. Зажигание обеспечивается агрегатным магнето. Регулировка опережения зажигания производится методом поворота кронштейна магнето. Используя консервную банку, нужно изготовить воздухосборник, который следует расположить на карбюраторе. Входное отверстие этого элемента должно быть закрыто фильтром, который нужно собрать из стальной сетки. Последняя укладывается в 10 слоев. Эта манипуляция позволит исключить забрызгивание двигателя и попадание в него снега. Самодельные аэросани с двигателем "Лифан" позволят вам наслаждаться зимней охотой и рыбалкой.

Чертежи самодельных аэросаней «ВЫДРА»

(Чать первая)

Чертежи аэросаней. Для открытых заснеженных просторов, на мой взгляд, нет лучшего транспортного средства, чем аэросани. Никакой другой вездеход не сравнится с ними по скорости и проходимости. Шума, правда, много. Но зато, какое удовольствие от стремительного скольжения по нетронутой снежной целине! Аэросани, прозванные «Выдрой» в том числе и за, скажем так, пронырливость — на скорости на них можно даже сквозь редкий кустарник «пронырнуть», — я построил на одном дыхании: уж очень давно мне хотелось иметь такую машину. И поэтому конструкцию ее продумал досконально, а необходимые агрегаты, узлы и материалы приготовил заранее.

Аэросани конструктивно состоят из лодки-лыжи с открытой одноместной кабиной в центральной части. Кабина чрезвычайно проста: в ней имеются только кресло водителя, органы управления и багажная полка. От набегающего потока воздуха водителя защищает обтекатель с ветровым стеклом. За кабиной, на корме саней, установлена моторная рама, к которой подвешен бензиновый двигатель воздушного охлаждения мощностью 18 л.с. с воздушным винтом диаметром 1200 мм. Там же, на корме, расположены по бортам два аэродинамических киля, одновременно служащих ограждением зоны вращения воздушного винта.

КОРПУС аэросаней представляет собой лодку переменной килеватости. Все его силовые элементы — 11 шпангоутов, продольные стрингеры, бимсы и обшивка — выполнены из дерева.

Вместо киля лодка по всей длине имеет лыжу, которая для уменьшения сопротивления сужается от носа к транцу с 300 до 270 мм. Носок ее изогнут по радиусу 1000 мм. За пределы днища вниз лыжа выступает на 50 мм, а от шпангоута № 7 к транцу плавно поднимается на 20 мм. В поперечнике подошва лыжи и днище аэросаней слегка выпуклые. Килеватость корпуса на транце 11° с постепенным увеличением до 24° на миделе. Шпангоуты изготовлены из фанеры марки БС толщиной 10 мм. Все они, кроме транца, облегчены вырезами. Шпангоуты № 3 и 8 служат перегородками, отделяющими кабину от носового и кормового отсеков.

Ширина кабины выбрана такой, чтобы ее борта плотно фиксировали водителя в кресле. Подошвы его ног упираются в шпангоут № 4, что дает дополнительное удобство в управлении аэросанями. Во все шпации лыжи от шпангоута № 1 до транца вклеены блоки толщиной 50 мм из пенопласта ПС-1. Поверх блоков со шпангоута № 3 по № 8 наклеен пол из 3-мм фанеры. Таким же материалом обшиты и борта кабины.

Причем слева и справа часть обшивки бортов сделана в виде съемных панелей для технического обслуживания узлов рычагов управления. Палуба и днище обшиты фанерой толщиной 3 мм, подошва лыжи — фанерой марки БС толщиной 5 мм. Стойки шпангоута № 5 усилены сосновыми накладками в местах расположения втулок под валы рычагов управления. Нижние части боковых ветвей этого шпангоута отделены от стоек, укорочены, чтобы не мешали движению рулевых сошек, и усилены бобышками, приклеенными к днищевым стрингерам. В корме корпуса размещены усиленные стрингеры, служащие для установки моторной рамы и качалок, управления, а также бимсы (они приклеены к бортовым привальным брусьям) для крепления аэродинамических килей, клин-коньков и рулей.

Палубные и днищевые стрингеры в местах пересечения со шпангоутами дополнительно скреплены проволочными петлями. Клин-коньки изготовлены из 16-мм фанеры марки БС и расположены строго параллельно продольной оси корпуса аэросаней. В бимсы они вклеены шипами. Клин-коньки усилены бобышками, делающими плавным их переход к корпусу, и окантовками из нержавеющей стали (установлены после полной готовности корпуса). Поверхность полностью собранного и обшитого фанерой корпуса покрыта шпатлевкой, выровнена и тщательно зачищена. Затем оклеена одним слоем стеклоткани марки АСТ(б).

Лыжа подбита листом нержавеющей стали толщиной 0,5 мм, а днище — листом полиэтилена низкого давления. По бокам к лыже прикреплены винтами с потайными головками два подреза из стали марки У10А. Точное положение подрезов я подбирал опытным путем, переставляя их к носу или корме корпуса аэросаней (для этого на рисунке изображены несколько закладных гаек). За подошву лыжи вниз подрезы выступают на 12 мм, впрочем, как и перья рулей направления. Этим достигается отличная управляемость аэросаней на льду, насте и укатанной снежной дороге.

ОБТЕКАТЕЛЬ выколочен из листа алюминия толщиной 1,5 мм. Силовых шпангоутов он не имеет. Задние кромки оболочки и крышки багажного отсека усилены закатанной в них проволокой марки ОВС диаметром 2 мм. К корпусу аэросаней обтекатель прикреплен шурупами с круглыми головками через каркас из брусков сечением 20x20 мм, предварительно установленный на палубу поверх обшивки. Объем под обтекателем используется для мелких грузов и медицинской аптечки.

ВЕТРОВОЙ КОЗЫРЕК - из органического стекла толщиной 4 мм. Способ придания стеклу нужной формы ясен из прилагаемого рисунка. К обтекателю козырек прикреплен болтами М4 вместе с крышкой багажного отсека. Готовый корпус с обтекателем в целях техники безопасности покрыт яркими нитроглифталевыми красками желтого и красного цветов. КРЕСЛО водителя легкосъемное, открывает доступ к инструментальному ящику, находящемуся за спинкой. Отформовано кресло из пенопласта ПС-1 и стеклоткани АСТ(б) на эпоксидной смоле ЭД-5. Сверху оклеено кожзаменителем. Фиксируется выступами шпангоута № 7, входящими в углубления сиденья.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КИЛИ установлены по бортам кормы корпуса. Каждый киль имеет каркас, состоит из передней и задней кромок, законцовки, трех нервюр и лонжерона. Для большей прочности внутренние полости каркаса заполнены блоками из пенопласта ПС-1, а сам каркас обшит фанерой толщиной 3 мм и окрашен: на желтом фоне — красные полосы. Прикреплен двумя болтами М6 к бимсу (снизу) и одним М6 — к подкосу (сверху). В обшивке килей выше корневых нервюр сделаны вырезы: под передние болты крепления (на внутренней поверхности) и под сошки рулей (сквозные). В этих местах удален, разумеется, и наполнитель — пенопласт.

ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ - толкающий, клееный (из березовых реек). Изготовлен по чертежам, опубликованным в журнале «Моделист-конструктор» № 1 за 1975 год, с небольшим изменением шага в сторону увеличения. Винт окрашен в красный цвет. На концах его лопастей черной краской изображены окантовка и параллельная ей полоска.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Система управления курсом аэросаней состоит из двух параллельных, симметричных и независимых одна от другой ветвей — правой и левой. Каждая ветвь имеет одинаковый набор элементов: рычаг с резиновой ручкой, вал, две сошки, две тяги, качалка и рулевое перо. Рычаги — из стальной трубы диаметром 22x2 мм. От самых резиновых ручек они слегка сплюснуты для большей жесткости. К их концам приварены хомуты с разрезными шлицевыми отверстиями, стягиваемыми на рулевом валу болтами.

Рулевые валы вращаются в стальных втулках, вклеенных, как уже было сказано, в стойки шпангоута № 5 и набитых перед сборкой смазкой «Ли-тол-24». По другую сторону от рычагов на валы установлены рулевые сошки (шатуны от каретки детского велосипеда «Орленок») и законтрены велосипедными клиньями. Концы сошек шарнирно соединены с вилками длинных рулевых тяг при помощи стальных каленых и шплинтуемых пальцев. Другими концами тяги шарнирно соединены с внутренними плечами качалок, поворачивающихся на закрытых и не требующих смазки подшипниках 60201.

Оси-шпильки качалок жестко установлены на усилениях палубных стрингеров. На осях качалки фиксируются корончатыми гайками со шплинтами. Внешние плечи качалок шарнирно связаны с короткими тягами, которые присоединены к сошкам. Нижние концы валов рулей входят в пятки окантовок клин-коньков. К валам рулей приварены рулевые перья из стали марки У10А, усиленные с двух сторон полосками той же стали. Валы рулей вращаются в стальных втулках, вклеенных в бимсы. Кроме того, втулки имеют кронштейны, с помощью которых они дополнительно притянуты к корпусу аэросаней задними болтами крепления аэродинамических килей.

Все детали рулевых механизмов, кроме тяг и сошек, изготовлены из стали 45 с последующей закалкой. Валы рулей (после частичной разборки привода) покрыты смазкой «Литол-24». Перья рулей имеют угол максимального поворота ±35° от нейтрального положения. Кроме смазки, никаких других периодических вмешательств и регулировок рулевое управление аэросаней не требует. С какой целью установлены две параллельные, симметричные и независимые друг от друга ветви системы управления? Во-первых, хотелось иметь эффективные тормоза.

Взяв оба рычага на себя, перья рулей можно повернуть внутрь, в сторону лыжи, создавая тем самым эффект плуга — произойдет торможение. (Того же результата можно добиться и при отжатии рычагов от себя, с той лишь разницей, что перья рулей повернутся наружу. Длинные рулевые тяги в этом случае будут работать на сжатие и из-за своих тонких стенок могут деформироваться. Поэтому такое положение рычагов при торможении нежелательно.)

Во-вторых, при повороте аэросаней на снежной целине корпус кренится в сторону поворота, и перо руля, противоположное повороту, частично, а в некоторых случаях полностью выходит из зацепления со снежным покровом. Поэтому сделано так, чтобы работал именно тот руль, перо которого находится в снежном покрове, а длинная рулевая тяга испытывала растяжение. В-третьих, плечи сошек и качалок одинаковые, а передаточное отношение к рычагу управления равно примерно 1:3,2, поэтому рука водителя чутко реагирует на перегрузку на руле и есть возможность парировать ее рычагом управления, не допуская поломок. В-четвертых, при движении по прямой или по кривой большого радиуса можно пользоваться любым из рычагов. Свободный рычаг сам как бы автоматически отслеживает направление движения.

ТОПЛИВНЫЙ БАК - это прозрачная пластмассовая канистра емкостью 5 л. Установлен за шпангоутом № 8 в специальном контейнере, изготовленном из алюминиевого листа толщиной 1 мм и врезанном в палубу. Сверху бак фиксируется резиновым ремнем со стальными крючками на концах, которыми он держится за скобки контейнера. Заборная трубка из маслостойкой резины выходит из канистры сквозь пробку и тянется к ручному подкачивающему насосу, а от него — к механическому диафрагменному насосу двигателя.



Аэросани «Выдра» (на виде сверху двигатель условно не показан)

Компоновка аэросаней: 1 — корпус; 2 — обтекатель; 3 — багажная полка; 4 — ветровой козырек; 5,8 — несъемные правые панели кабины; 6 — правая ручка управления курсом (с рычагом «газа» и кнопкой «стоп» двигателя); 7 — съемная правая панель кабины; 9 — кресло водителя; 10 — правая проводка управления курсом; 11 — правый киль; 12 — правый подкос; 13 — воздушный винт (диаметром 1200); 14 — моторная рама; 15 — топливный бак; 16 — левый стрингер под моторную раму; 17 — транец; 18 — левая ось пера руля; 19 — левое перо руля; 20 — левый клин-конек; 21,24 — шпангоуты-перегородки; 22 — накладка стойки левого рычага управления курсом; 23 — пол кабины; 25 — пенопластовый наполнитель; 26 — рым

Теоретический чертеж шпангоутов

Основной силовой набор корпуса аэросаней: 1 — носовой привальный брус (сосна, брусок 50x30); 2,20— кницы (сосна, 6 шт.); 3 — боковой привальный брус (сосна, брусок 50x30, 2 шт.); 4— носовой карленгс (сосна, рейка 50х 15); 5,6 — палубные стрингеры (сосна, рейка 30x10,4 шт.); 7 — стрингер под моторную раму (сосна, брусок 70x20,2 шт.); 8— усиление стрингера (сосна, рейка 20x10, 4 шт.); 9—бимс крепления киля (сосна, брусок 80x70, 2 шт.); 10 — кормовой карленгс (сосна, рейка 30x10); 11—13 — днищевые стрингеры (сосна, рейка 30x10, 6 шт.); 14 — стрингер лыжи (сосна, рейка 50x50, 2 шт.); 15 — киль (сосна, рейка 50х 15); 16 — вкладыш (пенопласт, 10 шт.); 17 — стойка шпангоута № 5 (фанера БС, s10, 11 шт.); 18 — втулка под вал ручки управления курсом (сталь 45, труба 16x2, L40, 2 шт.); 19 — накладка стойки рычага управления курсом (сосна, рейка 30x30, 4 шт.); 21 — шайба (сталь 45, 036x16x2, 2 шт.); 22 — транец (фанера БС, s10); 23,25 — бобышки (сосна, 4 шт.); 24 — клин-конек (фанера БС, s16, 2 шт.)

Дополнительное крепление стрингеров: А — сверление отверстий в стрингере и шпангоуте; Б — образование первой скрутки и натяжение проволоки; В — образование второй скрутки; 1 — шпангоут; 2 — стрингер; 3 — проволока ОВС диаметром 1,2; 4 — готовый узел крепления

Носовой обтекатель аэросаней: 1 — бобышка (сосна); 2 — оболочка обтекателя (алюминий, лист s1,5); 3 — ветровой козырек (органическое стекло, лист s4); 4 — крыша багажного отсека (алюминий, лист s1,5); 5 — болт М4 (9 шт.); 6 — каркас (сосна, рейка 20x20); 7 — багажная полка (фанера s3); 8 — отбортовка (проволока ОВС диаметром 2); 9 — шуруп 6x16

Способ изготовления ветрового козырька: 1 — заготовка козырька (лист органического стекла); 2.4 — струбцины; 3 — паяльная лампа; 5 — модель (сосна, фанера); 6 — линия обрезки заготовки

Киль аэросаней; 1 —корневая нервюра (фанера БС, s20); 2—передняя кромка (сосна, рейка 40x25); 3 — бобышка (сосна, 5 шт.); 4 — наполнитель (пенопласт ПС-1); 5 — нервюра (фанера s3, 2 шт.); 6 — обшивка (фанера s3); 7 — лонжерон (сосна, рейка 25x25); 8 — отверстие 06 для болта крепления подкоса; 9 — законцовка (сосна, рейка 40x25); 10 — задняя кромка (сосна, рейка 40x25)

Крепление киля: I — киль; 2 — бимс; 3 — болт М6 (2 шт.); 4 — шурупы 3x20 (4 шт.); 5 — приварная головка болта (сталь 45, лист 30x30, s2,2 шт.); 6 — шайба 20x6x2 (2 шт.); 7 — гайка М6 (2 шт.)

Основные элементы проводки управления (правая ветвь): 1 —рычаг управления; 2,6 — рулевые сошки; 3 — длинная тяга; 4 — качалка; 5 — короткая тяга

Конструкция узла правого рычага управления: 1 — палец диаметром 6 (сталь 45); 2 — втулка под вал рычага (сталь 45, труба 16x2, L40); 3 — клин (от каретки велосипеда «Орленок»); 4— рулевая сошка (шатун от каретки велосипеда «Орленок»); 5 — рычаг управления (стальная труба 22x2); 6— рулевая тяга (стальная труба 16x1,5, L13 25); 7 — вал (сталь 45, пруток диаметром 12); 8 — хомут рычага (сталь 45); 9 — наконечник рулевой тяги (сталь 45)

Конструкция узла качалки управления: 1 — качалка (сталь 45); 2 — подшипник 60201; 3,7 — шайбы 20x12x2; 4 — корончатая гайка М8; 5 — шплинт; 6 — ось-шпилька М8 (пруток диаметром 12); 8 — шурупы 3x6; 9 — закладная гайка М8; 10 — палубный усиленный стрингер

Установка рыма: 1 — рым-гайка М6; 2 — носовой привальный брус; 3,6 — контргайки Мб; 4 — шпилька М6; 5 — шпангоут № 1

Привод руля направления (левая ветвь): 1 — длинная рулевая тяга (стальная труба 16x1,5, L1325); 2 — пыльник (брезент, по тяге скользит свободно); 3 — качалка; 4 — короткая рулевая тяга (стальная труба 16x1,5, L185); 5 — сошка руля; 6 — вал руля; 7 — втулка вала; 8— перо руля; 9 — пятка (нержавеющая сталь); 10 — клин-конек

Конструкция клин-конька и привода руля направления: 1 — клин-конек (фанера БС s16); 2 — окантовка (нержавеющая сталь, полоса s3); 3 — болт М6 крепления окантовки (3 шт.); 4 — перо руля (сталь У10А, лист s2,5); 5 — накладки пера (сталь У10А s2,5); 6 — сошка руля (от каретки велосипеда «Орленок»); 7 — клин (от каретки велосипеда «Орленок»); 8 — втулка вала (сталь 45); 9 — вал руля (сталь 45); 10 — задний болт М6 крепления киля; 11 шуруп крепления головки болта (2 шт.); 12 —закладная гайка М6 (2 шт.); 13 — заклепка (диаметром 3, 4 шт.)

Установка левого подреза: 1 — фигурная гайка М8х1,5 (4 шт.); 2 — стрингер лыжи; 3 — подрез (сталь У10А, s2); 4 — болтМ8х1,5 (2 шт.)

Установка топливного бака: 1 — топливный бак (пластмассовая канистра емкостью 5 л); 2 — контейнер (алюминий, лист s1); 3 — палуба; 4 — крючок (стальная проволока диаметром 3, 2 шт.); 5 — прижим (резиновый ремень); 6 — поддон (алюминий, лист s 1)

Чертежи самодельных аэросаней "ВЫДРА"

(Часть вторая)

МОТОРНАЯ РАМА АЭРОСАНЕЙ — это сварная конструкция, изготовленная в основном из стальной трубы 22x2. Главные силовые элементы рамы — дуги, согнуты в нагретом состоянии из отрезков трубы, предварительно набитых песком. Концы дуг имеют горизонтальные обоймы под кронштейны крепления к корпусу аэросаней, а середины (вверху) соединены поперечиной, к которой приварены четыре вертикальные обоймы подвески двигателя, усиленные стальными косынками толщиной 2 мм.

Там же вверху, слева и справа, к дугам сваркой присоединены две обоймы из трубы 16x2 под вилки подкосов аэродинамических килей. На задний конец левой дуги, перед приваркой нижней обоймы, надеты две детали: кольцо из стальной проволоки диаметром 6 мм и пусковой шкив. Первое прихвачено сваркой и предназначено для ограничения хода вверх второго, а второй, свободно перемещающийся по дуге, — для запуска двигателя с помощью шнура. Кольцо для легкого скольжения шкива периодически покрывается смазкой «Литол-24».

С помощью шкива двигатель запускается следующим образом. Водитель навивает на маховик пусковой шнур (полтора-два оборота), поднимает до упора в кольцо шкив, накладывает на него шнур и плавно, но с силой тянет его на себя. Двигатель начинает работать, шнур соскакивает со шкива и тот под действием силы тяжести падает по дуге вниз, занимая свое транспортное положение. Двигатель (цилиндром вниз) крепится к моторной раме четырьмя болтами М8х1,5 через амортизаторы — резиновые втулки, вставляемые в вертикальные обоймы.

Гайки болтов зашплинтованы. Аналогично к корпусу аэросаней, а точнее — к кронштейнам на усиленных стрингерах, крепится и сама моторная рама. Таким же способом — через резиновые втулки-амортизаторы, только стальными шплинтуемыми пальцами диаметром 6 мм вместо болтов, — крепятся к моторной раме подкосы аэродинамических килей.

ДВИГАТЕЛЬ аэросаней «Выдра» — бензиновый, одноцилиндровый, двухтактный мощностью 18 л.с. И самое главное — самодельный, изготовленный из узлов и деталей различных лодочных, мотоциклетных и пусковых двигателей.
КАРТЕР двигателя отлит из алюминиевого сплава АП2 под посадочные размеры коленчатого вала от пускового двигателя ПД-10М и имеет аналогичный «пускачовскому» картеру разъем, стянутый четырьмя болтами М8х1,5 (в два посадочных отверстия для них введены стальные контрольные втулки, задающие точность сборки картера) и двумя винтами М6 (внизу).

Послелитейная проточка посадочных поверхностей частей картера велась на токарном станке с применением простейших приспособлений. Продувочные каналы и все внутренние поверхности тщательно обработаны вручную. Герметичность картера обеспечивают прокладки и резиновые армированные манжеты.

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, как уже сказано, от «пускача». Для установки полумуфты привода магнето передний хвостовик вала доработан: во-первых, немного укорочен; во-вторых, в его шейке выбран паз под сегментную шпонку; в-третьих, просверлено осевое отверстие с резьбой М6 для винта крепления полумуфты. В картере коленвал вращается в трех подшипниках: на передний его хвостовик надет один подшипник — роликовый 2206, на задний два — роликовый 2206 и шариковый 206

Каналы смазки всех подшипников расширены. Кроме того, на хвостовики надеты три распорные шайбы толщиной 1 мм: одна на передний и две — на задний.

МАХОВИК тоже от ПД-10М. По периметру его заднего торца просверлены шесть отверстий с резьбой М8х1,5 для винтов крепления ступицы. К последней четырьмя болтами М8х1,5 пристыкован воздушный винт. Головки винтов и гайки болтов ступицы законтрены по кругу стальной проволокой.

ЦИЛИНДР вместе с гильзой — от двигателя мотоцикла «Иж-Планета-3», притянут к картеру четырьмя шпильками М10. В правом боку цилиндра (в крышке перепускного канала) просверлены три отверстия: два резьбовых М5 для крепления диафрагменного насоса и одно для штуцера резинового шланга, которым полость перепускного канала соединена с топливным насосом. ПОРШЕНЬ с кольцами и поршневой палец тоже от ПД-10М. Только в юбке поршня вырезаны дополнительные окна размером 30x30 мм.

ПОЛУМУФТА привода магнето выточена на токарном станке из текстолита. Имеет паз под поводок муфты опережения зажигания и шпоночную канавку.

МАГНЕТО типа М24 с муфтой опережения зажигания прикреплено к специально отлитому фланцу передней части картера тремя винтами М6. От магнето к кнопке двигателя «стоп» тянется кабель с двумя многожильными проводами. Рабочее направление вращения коленчатого вала двигателя задается типом магнето (левого или правого вращения). И еще. Если изменить геометрию фланца передней части картера, то вместо магнето легко установить генератор от мотоцикла «Восход». Одним словом, возможны разные варианты комплектации двигателя аэросаней.

ВПУСКНОЙ ПАТРУБОК карбюратора тоже самодельный, хотя не исключено применение доработанного патрубка от мотоцикла «Иж-Плане-та-3». Важно только, чтобы при рабочем положении двигателя цилиндром вниз крышка корпуса смесительной камеры карбюратора не соприкасалась с магнето.

ТОПЛИВНЫЙ НАСОС механический — от лодочного мотора «Нептун»; ручной подкачивающий, врезанный в шланг тракта «топливный бак — карбюратор», — от лодочного «Прибоя». Карбюратор — К-36И с простым воздухоочистителем. Такова конструкция аэросаней «Выдра», которыми я пользовался несколько лет. Причем без каких-либо — даже мелких — поломок.
(Автор: В.ПЕТРОВ, Красноярский край)

Просмотров