Крещение ребенка правила. Когда крестить ребенка, всё о крещении ребенка

С рождением ребенка родителям предстоит решить много важных вопросов о воспитании малыша. Одним из важнейших вопросов для православных родителей является вопрос о том, когда крестить новорожденного. Обряд крещения подразумевает определенную подготовку, и как правильно организовать крестины читайте далее.

В каком возрасте нужно провести обряд

Служители церкви не дают точного ответа на вопрос, когда лучше крестить новорожденного, ведь многие люди проходят обряд крещения уже, будучи взрослыми. Однако по народным приметам ребенок должен быть окрещен до 7 лет. Также считается, что малыша не следует нести в храм до 40-го дня. Это связанно с тем, что мама после родов еще не восстановилась полностью и не может посещать церковь в это время. Но бывают и неотложные случаи.

По словам протоирея Александра Союзова, крестить ребенка можно с первого дня рождения. Ведь раньше, если ребенок рождался ослабленным или недоношенным и его жизнь подвергалась опасности, батюшку приглашали на дом, для совершения обряда крещения. Есть множество свидетельств тому, что после крестин ребенок быстрее выздоравливал, и вырастал благочестивым человеком, ведь молитва родителей является самой сильной.

Если ваш ребенок здоров, и вы хотите крестить его в храме, после того как ребенку исполниться 40 дней, надо выбрать любой день для совершения обряда.

Считается, что чем раньше окрестить новорожденного, тем лучше, ведь после обряда он получает защиту и поддержку, которую дает нам Всевышний.

Когда лучше крестить ребенка выбирать вам, но помните, что обряд крещения это великое и радостное таинство, которое требует определенной подготовки.

Подготовка к обряду

Перед тем как свершится таинство крещения, родителям нужно решить несколько организационных вопросов. Во-первых, необходимо сходить в храм и получить консультацию батюшки, как и когда можно крестить ребенка. После объяснения всех нюансов обряда священник назначит вам день и время, когда можно крестить новорожденного.

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение — это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46-е правило Лаодикийского и 78-е правило Шестого Вселенского соборов.

Баптистерий V века. Северная Африка

Кто такие оглашенные?

Оглашенные (или по-гречески — «катехумены») — это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в церковь пошло много язычников, уговоренных родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой — институт оглашенных защищал Церковь от проникновение в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле — перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви.

Вступительные экзамены

В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.

После этого проходило посвящение в катехумены (оглашенные). На востоке обряд посвящения состоял из осенения печатью креста (осенения крестным знамением лба и груди), экзорцистского «дуновения» с чтением молитвы и возложения рук. На западе к этому прибавлялось еще вкушение будущим оглашенным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, которую он вкусит во время огласительных занятий. Пройдя обряд посвящения, оглашенные начинали занятия, где им рассказывали о самом Христе, о пророках, предсказывавших приход Мессии, о творении мира и о замысле Божием.

Оглашенные старались сочетать теорию с практикой, исправляя жизнь в согласии с христианским духом. Часто занятия проходили ежедневно, по утрам, чтобы прервать благочестивую языческую традицию посещать храмы перед тем, как отправиться на работу. Оглашенным позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением литургии верных.

Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.

Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных, писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются... как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».

Интенсивный курс

Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.

Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению).

Просвещаемые обязаны были посещать огласительные занятия, поститься (воздерживаться от мяса и вина, а также от пищи, посвященной языческим идолам («идоложертвенного») в знак покаяния. Хотя это и не было обязательным, верные (уже принявшие крещение) тоже могли поститься и посещать эти занятия, чтобы возобновить пережитое обращение и очистить душу и достойно подготовиться к встрече праздника Пасхи. По некоторым сведениям, из поста просвещаемых и сочувствующих им верных и произошел Великий пост.

После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения (отсюда он и появился). Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные.


Крещение императора Константина (IV век). Фреска капеллы Сан-Сильвестро (XIII век) в римском монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати.
Миланским эдиктом (313) провозгласив свободу вероисповедания в империи, Константин также принял ряд актов, в результате которых христианство стало обретать статус государственной религии Византии

Тайны веры

Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось. Пожалуй, были только две вещи, которые ни внешним, ни оглашенным не рассказывались: это учение о Боге-Троице и о Евхаристии. Как наиболее сложные и парадоксальные, они могли быть неверно понятыми и принесли бы только вред, потому что «и больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, отчего рождается два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадет в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается как предатель этой тайны» (св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»).

Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких занятиях, кроме самих бесед, просвещаемые молились, и над ними произносились заклинания (экзорцизмы), которые готовили просвещаемых к обряду отречения от сатаны, совершаемому перед крещением.

После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви — и верных.

Крещение предварялось обрядом отречения от сатаны, которое подчеркивало разрыв с языческим прошлым, и обрядом сочетания со Христом. В наш век скептицизма многим принимающим крещение порой смешно и неловко плевать и дуть «на дьявола», но бывшие язычники в II-IV веках с полным пониманием относились к таким вещам.

После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед — теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви). Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения.

Кто мог катехизировать

Занятия проводились специально благословленными на это людьми, необязательно священниками. Например, христианский писатель и богослов Ориген (первая половина III века) начал преподавать в Александрийском огласительном училище в ранней юности, после мученической смерти его отца (не имея тогда сана), сменив на этом посту своего учителя и тоже церковного писателя Климента, который был священником.

Могли быть катехизаторами и женщины, поставленные на служение диаконис. Они должны были на дому обучать «простых сельских женщин ясным церковным правилам, как отвечать крещаемой и как жить после Крещения», как предписывал Четвертый Карфагенский собор.

До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного. Все эти беседы — живое слово, обращенное к живым слушателям, поэтому читать их интереснее, чем катехизисы, которые достались нам с Синодального периода. Последние претерпели сильное влияние католической схоластики, поэтому, хотя они хорошо структурированы, очень скучны. Огласительные слова святых отцов, кажется, имеют единственный недостаток: их переводы на русский делались в девятнадцатом веке и их язык может показаться сложным современному читателю.

Во сколько лет креститься?

Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия (Деян. 10); Лидии — «крестилась она и домашние ее» (Деян. 16: 15); темничного стража «и всех бывших в доме его» (Деян. 16: 31, 33); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян. 18: 8); Стефана «крестил я также Стефанов дом» (1 Кор. 1: 16). В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные). Святые Ириней Лионский и Ориген, ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий — в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, — в 28, блаженный Павлин Ноланский — в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года.

Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, cвятой Григорий Богослов, возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние... не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. ...Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом... пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, ...пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».

Массовое распространение практика крещения младенцев получила в христианской Византийской империи, и именно с этого времени вытесняется практика катехизации.

Крещение Николая Чудотворца. Клеймо житийной иконы. XVI век.
Николай Чудотворец и Константин Великий были современниками, однако император крестился перед смертью, а святого Николая крестили во младенчестве — более редкий случай в IV веке, когда шли споры о том, надо ли крестить младенцев или ждать, пока человек придет в сознательный возраст и сам примет решение

Можно ли сегодня использовать огласительную практику Древней Церкви?

После рождения малыша перед родителями встает множество проблем. И не последнее место среди них для воцерковленных и просто православных семей занимает вопрос приобщения ребенка к Церкви. Решая, когда крестить ребенка после рождения, родители стараются учесть самые разные факторы: состояние здоровья крохи, время года, наличие и готовность приглашенных крестных родителей, советы родственников.

Возраст крещения

Первым шагом для вступления в жизнь во Христе становится таинство Крещения. Часто можно услышать мнение, что необходимо окрестить ребенка в первый же месяц жизни, а до этого времени нежелательно появляться с младенцем на людях, потому что «могут сглазить». О том, на какой день можно крестить новорожденного, православный канон говорит, что, креститься человек может в любом возрасте начиная с 8 дней.

При необходимости младенец может принять крещение и до истечения первой недели жизни. Священники рекомендуют провести обряд Крещения как можно раньше в таких случаях:

  • если есть угроза жизни или здоровью новорожденного (в условиях реанимации или больницы окрестить ребенка может любой воцерковленный человек, прочитав специальную молитву);
  • если малышу уже больше полугода (чем меньше ребенок, тем спокойнее он переносит временное отлучение от родных);
  • если есть угроза жизни или здоровью матери (чтобы была возможность возложить ответственность за кроху на крестных родителей).

Противоположный подход - крещение только после достижения сознательного возраста как специальная процедура «очищения от греха» - исповедуют католики и протестанты. Однако утверждение о том, что младенец не может быть приобщен к Церкви, поскольку по умолчанию безгрешен и в отпущении грехов не нуждается, противоречит как букве, так и духу Писания. От того, на какой день крестят новорожденного, степень его защиты Господом не меняется.

Крестить на 40 дней

Существуют определенные мифы и о том, почему нужно крестить ребенка после рождения на 40 день жизни . Это отчасти связано с тем, что именно на сороковой день состоялось внесение Младенца Христа в Иерусалимский храм. На сороковой же день и мать новорожденного получает право входа в храм после произнесения над ней очистительной молитвы. До этого входить в церковь и принимать участие в таинствах ей нельзя.

Ветхий Завет дает три прообраза Крещения . Такие как:

Современная православная традиция, как правило, объединяет с крестинами либо наречение имени, либо «молитву о матери».

Выбор дня и времени

Вопреки утверждению, будто детей не крестят в большие праздники и дни строгого поста, церковные правила позволяют крестить людей и в пост, и в будни, и в праздничные дни. Это позволяет тщательно придерживаться установлений тем, кто чтит каноны и традиции. Разумеется, для семьи малыша крестины - важное и праздничное мероприятие . Зачастую на него приглашается множество родственников и друзей, а сами крестины стараются подгадать к выходному дню.

Порой выбирают день, исходя из имени младенца по Святцам - чтобы детка получила святого покровителя-тезку. Однако поскольку выбор имени сейчас не связывается напрямую ни с датой рождения, ни с датой крещения, а остается непосредственно за родителями, то такое совпадение необязательно.

Независимо от того, через сколько крестят новорожденного, лучше избежать совпадения с большими церковными праздниками : Пасхой и пасхальной неделей, Крещением, Рождеством, Троицей. Спокойная обстановка без большого скопления людей позволит малышу чувствовать себя уютнее, кроха будет меньше капризничать. А если крещение проводится зимой, то в помещении без постоянно открывающейся двери будет теплее. В саму же купель наливают теплую воду непосредственно перед таинством, так что ребенок при окунании не замерзнет. Еще лучше, если для этого есть специально оборудованное помещение или часовня.

Христианский праздник Крещения установлен в память о крещении Иисуса Христа. В православии входит в число особо почитаемых двунадесятых праздников. В XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря.

Что известно об этом событии? Иисус решил креститься уже в зрелом возрасте. Произошло это в водах реки Иордан. А выполнял обряд Иоанн Креститель. Подробности рассказывает «АиФ-Ростов».

Во сколько лет крестился Иисус Христос?

Согласно евангельскому повествованию, чтобы принять крещение Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю в 30-летнем возрасте - значит, в 30 году от Рождества Христова (или нашей эры). Следовательно, это было 1988 лет назад.

Согласно всем трём Евангелиям (от Матфея, Марка и Луки), во время крещения на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно голос с небес провозгласил: «Ты сын мой возлюбленный; в тебе моё благоволение!»

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. 40 дней он «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни…».

Что известно о Крестителе?

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев пришедшего Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

На это получил такой ответ: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа, которое рассматривается как первое событие общественного служения Крестителя.

После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились».

Крещение Христово связывают с появлением первых из 12 апостолов. Считается, что начало этому положила проповедь Иоанна Крестителя на следующий день после крещения Иисуса. «… Увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом».

Где происходило крещение?

Из разных источников известно, что крещения Иисуса Христа произошло на реке Иордан в селении Вифавара. Но где доподлинно находится это самое место, спорят до сих пор. Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Вид на Аль-Махтас (Вади аль-Харар) из Каср аль-Яхуда, предполагаемое место Крещения Иисуса Христа. Современный православный храм Иоанна Предтечи. Фото: Commons.wikimedia.org / Idobi

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в четырёх километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море, рядом с переправой.

Позже, благодаря мозаике с указанием всех христианских Святынь в храме Святого Георгия, в Иорданском городе Мадаба, удалось выяснить, что место крещения Иисуса Христа находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.

Примечательно, что в том месте, где почти две тысячи лет назад происходил обряд Крещения, воды уже нет - река сменила русло.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологи обнаружили руины трех византийских церквей и мраморную плиту. Предполагают, что на ней стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа.

Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствованиях паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

Помните, что для совершения таинства потребуются крестные родители или хотябы один из них. Так же вам и крестным родителям потребуется пройти огласительную беседу (возможно несколько), на которой с вами побеседует батюшка о сути крещения и подготовки к нему. Обычно на это уходит от одной до трех недель.

Не забудьте уточнить , которую принято жертвовать в выбранном вами храме. Ее потребуется оплатить заранее или в день совершения таинства.

Если вы планируете заказать , то лучше это сделать заранее, что бы фотограф точно был свободен в этот день.

В какой день крестить ребенка?

Таинство крещения может быть совершено в любой день недели.

Если вы планируете крестить только с крестными родителями и они свободны в будние дни, это будет удобным вариантом для вас. В будние дни в Храмах очень мало людей и крещение пройдет тихо и спокойно.

А если вы планируете пригласить на праздник крещения много гостей, то выходной день будет более удобным как для вас, так и для них. Обязательно помните о том, в выходные дни часто проводят общие крещения. Мы рекомендуем, по возможности записываться на . Такое крещение пройдет более спокойно и молитвенно.

Если на вашем празднике будет , то индивидуальное крещение будет более хорошим вариантом, т.к. фотограф сможет сделать вам намного больше интересных и ярких фотографий.

Можно ли крестить ребенка во время поста?

Крестить ребенка во время поста можно. Также оно может быть совершено в праздничный день. Во время поста не совершается только таинство Венчания, его необходимо планировать на другое время.

Крестить ребенка можно в любом храме. Если являетесь прихожанином определенной церкви крестите малыша в ней. Реже.

При выборе храма для крещения иногда необходимо решить, где крестить ребенка. Ваш выбор может пасть на любую церковь, но если вы являетесь прихожанином определенного храма, крестите малыша в нем. Изредка проходят крестины на дому – если ребенок серьезно болен.

Во сколько лет можно крестить ребенка?

Как было написано ранее, ребенка можно крестить еще до исполнения ему первого года. Соответственно, православной церковью не накладывается никаких ограничений по возрасту крещения ребенка.

Важным моментом является сопричастность ребенка к церкви с первых дней его жизни. Откладывая крещение малыша на годы, родители лишают ребенка Божественной благодати и непосредственно таинства причащения, через которое человек воссоединяется с Богом.

Надеемся, наша статья оказалась полезной для вас!

Просмотров