Православные приходы и храмы в милане италия. Страничка паломника

Православный приход святого Амвросия Медиоланского в Милане (Милан – центр региона Ломбардия на севере Италии), расположенный в храме Сан Вито аль Пасквироло, неподалеку от величественного собора Дуомо, открыт каждый день. Служат здесь ежедневно. Более того, службы регулярно совершаются в других местах, где хранятся мощи чтимых святых.

Приходская жизнь отражает миссионерский дар и трудолюбие настоятеля. Люди смогли создать крепкую общину, проникнутую духом взаимопомощи и поддержки. Под духовным окормлением отца Амвросия находится и украинская диаспора в Милане. О том, как живется нашим соотечественникам в Италии, особенностях приходской жизни диаспоры, ее надеждах и судьбе наша беседа с настоятелем храма архимандритом Амвросием (Макаром).

– Отче, Вы служите в Италии. Как Вы туда попали и почему?

–Это случилось неожиданно, раньше я никогда и не представлял себе, что буду служить в Италии. Думал, что все время проведу в Лавре, семинарии, академии, считал, что служения проректора Киевской духовной академии для меня достаточно, работы много. Но неожиданно Митрополит Владимир предложил мне поехать в Италию. Я с радостью согласился, и решением Священного Синода УПЦ, указом Патриарха Алексия был направлен на это служение.

– А не было ли у вас сомнений, ведь уехать в незнакомое место, покинув близкое и родное, не так просто?..

– Я Италию знал, жил там, участвовал в конференциях, поэтому-то мне и предложение такое поступило. Собственно, я не сомневался, что это решение правильное, потому что знал, как непросто православной диаспоре в Италии, был осведомлен, что там очень много работы, с радостью принял благословение и уехал.

– И как Вас там приняли?

– Приезжая на конференции в Италию, я участвовал в жизни миланской православной общины, в становлении прихода. Меня там знали. Нынешний Святейший Патриарх Кирилл был в то время митрополитом Смоленской епархии, управляющим Отделом внешних церковных связей, моим профессором, он преподавал во время моей учебы в аспирантуре в 80-е годы. И когда он спросил, куда бы я мог поехать, я сказал, что, кроме миланской общины, не знаю другой. По моем приезде в Милан владыка Иннокентий тоже с радостью принял это предложение и назначил меня настоятелем. До сих пор я там служу. Но также ранее проводил службы и в другом приходе РПЦ в Милане – свв. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и мч. Викентия, когда у нас не было храма.

Крестный ход со Святой Плащаницей в Великую Пятницу

– В Милане так много православных верующих, что возникла необходимость во втором приходе?

– В Италии много наших соотечественников: одни успешно находят работу, другие устраиваются куда придется, третьи скитаются. Здесь широкие возможности, и поэтому большинство приезжает в эту страну на заработки. В Италии легально и нелегально живут более 600 тысяч украинцев.

– Ваш приход в Милане в основном состоит из членов диаспоры. В чем сходство и отличие приходской жизни у нас и в Италии, вы ведь служили и здесь, и там много лет?

– Наш приход – это современные верующие люди из разных стран бывшего Советского Союза – России, Украины, Белоруссии, Молдовы. Разница только в том, что у прихожан свои традиции.

Особых трудностей не было. Обычно приход диаспоры создается со своими местными традициями, а у нас их много. С одной стороны, было легко, потому что я во всех этих странах бывал, но все же надо было аккумулировать все эти особенности. В этом и специфика нашего прихода. Прежде всего, прихожан объединяют народные духовные традиции празднования Рождества Христова и Пасхи.

– В храме служат ежедневно. В приходе много священнослужителей?

– Мне помогают священники, которые служат со мной постоянно. Также приглашаю и тех, кто живет недалеко от нашего прихода. Мы проводим ежедневные службы, учитывая особенности работы и жизни диаспорян, нужды верующих. К примеру, некоторые прихожане могут посещать богослужения только посреди недели.

Дети поют «Верую»на итальянском языке

– На каком языке идет служба?

– Ввиду того, что наша паства состоит из четырех народностей – русской, украинской, белорусской и молдавской – часть службы совершается на молдавском языке, часть – на итальянском, на украинском читаются Апостольские чтения, Евангелие. Мы, как многонациональная община, стараемся поддерживать традиции наших прихожан, что отражается на жизни прихода и, прежде всего, на проведении праздников. Кстати, на праздники дети ставят спектакли – рождественские, пасхальные…

– По какому календарю отмечаются праздники в вашей общине?

– По юлианскому. Мы даже и не думаем жить по другому календарю, потому что все связаны со своей землей, со своими родными, со своим домом…

– У вас есть воскресная школа для детей, для взрослых, проходят встречи с молодежью. Все возрастные группы задействованы. Кто организатор?

– Я и мои помощники. У нас две группы – детская и юношеская. С молодежью встречаемся раз в неделю обязательно, а то и дважды, по вторникам вечером – постоянно, а также в воскресный день.

Есть у нас еще одна хорошая традиция – устраивать благотворительные обеды для всех прибывших на богослужение в воскресенье, общаться, помогать друг другу. Все люди нуждаются в укреплении своих связей, и мы, конечно, стараемся способствовать этому. Молодежь общается не только между собой, но и с неверующими, соседями, знакомыми, коллегами по работе, одноклассниками и однокурсниками, поэтому бывает непросто, если нет единомышленников. Мы стремимся создать дружескую среду общения между прихожанами. У нас и родительские собрания проводятся, на которых мы общаемся, советуемся. Наша община живет полноценной жизнью 24 часа в сутки.

– Ваши прихожане – это люди, которые приехали в Италию на временную работу или насовсем?

– Сейчас трудно определить, кто приехал временно, а кто уже осел здесь насовсем, потому что многие часто сами не могут определиться: одни твердо решили остаться, другие намереваются уехать, но для нашей общинной жизни этот фактор не имеет значения. Все верующие участвуют в богослужении.

– Прихожане как-то поддерживают отношения со своими родными, близкими, которые остались на родине?

– Животрепещущая тема. Многие, оставив свои семьи, часто очень сильно страдают. Конечно, верующим легче пережить разлуку, расставание. А далеких от веры людей часто ждут распад семьи, разрыв отношений. Важно, чтобы даже на расстоянии родные, близкие поддерживали связь друг с другом. И поэтому мы в нашей общине первостепенное значение придаем общению семей, их единению. Я общаюсь с детьми моих прихожан, с мужьями, с женами о важности сохранения семьи.

– Каков статус вашего православного прихода в католической стране?

– Италия самая «католическая» страна, тут и Ватикан, и Папа Римский. Но надо сказать, что Католическая Церковь в Италии очень гостеприимна. Нам дали в бессрочную аренду храм (пользование бесплатное, оплачиваем только услуги – свет, воду и т. п.). Это огромная помощь, даже трудно себе представить нашу жизнь без нее, потому что община большая, а храма у нас не было. До этого мы целый год встречались на улице, в парках, на вокзале, в квартирах служили акафисты, молебны, панихиды… Мы создали ассоциацию, которая взяла на себя оформление документов.

– У вас меньше проблем, чем у нас в некоторых храмах…

– Мы ценим то, что трудно достичь. Когда все есть, оно воспринимается как само собой разумеющееся, а то, чего добиваешься, становится невероятно ценным.
Община живет тогда, когда священник 24 часа в сутки с ней. Я часто остаюсь до поздней ночи, иногда под утро уезжаю, а потом возвращаюсь на утреннюю службу. И так почти каждый день, но это радость. Сердце нашей общины – евхаристическое общение, поэтому каждый день служится Литургия, многие причащаются каждое воскресенье (бывает около 200 причастников).

– Вы также служите молебны с акафистами на мощах почитаемых святых, которые находятся в Милане?

– Это также специфика нашей приходской жизни. Когда у нас не было храма, мы искали возможность служить где только можно. Эта инициатива помогла нам проводить богослужения по вторникам у мощей мученика Виктора в базилике Сан-Витторе, по средам – акафист мученикам Андриану и Наталье у мощей св. Наталии в базилике Сан-Лоренцо (святого Лаврентия) в центре Милана, по четвергам – у святителя Амвросия в базилике Сан-Амброджо, там, где мощи свят. Амвросия и первых мучеников Гервасия и Протасия, по пятницам – в кафедральном соборе Дуомо первомученице равноапостольной Фекле, честная глава которой там находится.

С детьми в Сан Амброджо

Это ученица апостола Павла, святая из язычников, которая наряду с другими слушала его проповеди и настолько прониклась ими, что совершала путешествия вместе с апостолом, а потом он ее в Сирию направил проповедовать, она продолжила его труды.

– Ваш приход помогает больным детям, которые приезжают лечиться в Италию из Украины и других бывших советских республик. В чем эта помощь заключается?

– Это тоже одна из важных и интересных страниц нашего служения. Приехав в Италию, я узнал, что многие дети из Украины, Грузии, Киргизии, России лечатся от лейкемии в городе Монза, и начал их посещать, причащать, рассказывать им Закон Божий. Когда у нас не было храма, мы служили в часовне этого города. В этом году посчастливилось проведать парня в Житомирской области, который мне прислуживал, пономарил во время Божественной литургии в больничной часовенке в Монзе. Сейчас он дома, вылечился, я был счастлив его увидеть.

Благотворительная ярмарка

Потом наше служение развилось в такую сеть во многих городах. А сейчас мы организовываем благотворительные ярмарки и передаем средства в Украину для лечения деток. Мы также помогаем беженцам, присылаем много вещей в виде гуманитарной помощи.

– Вы много лет служили в Киево-Печерской Лавре. Наверное, скучаете по ней?

– Конечно, очень сильно скучаю. Когда я приезжаю, чувствую легкость, радость, все забывается. Совершенно иные ощущения. Конечно, Милан, его святыни важны, но Лавру ничем не заменишь. Кстати говоря, наши посещения святынь в Милане напоминают самим миланцам, каким богатством они располагают. Настоятель в базилике святого Виктора говорил: «Как хорошо, что вы приходите и помогаете моим прихожанам сердечно молиться у святыни».

– Не возникает ли конфликтных ситуаций или проблем в окружении католических приходов?

– Итальянцы очень гостеприимны, в основном благожелательно настроены и поощряют деятельность наших приходов, которые помогают им возрождать христианскую жизнь. В 2006 году, когда я приехал в Италию, второй конфессией страны было мусульманство, а через несколько лет благодаря нашей диаспоре православные заняло это место, чему католики очень обрадовались. Они ищут пути сближения с православными.

Беседа с прихожанами

Миссия Православной Церкви продолжается, и я всегда говорю своим прихожанам: «Не забывайте, что это наша миссия, мы не случайно здесь, мы призваны помочь Западной Европе справиться с секуляризмом». Это очень большая проблема Европы, люди теряют веру, особенно молодежь, храмы пустеют, детям некому передать веру. А там, где есть наши приходы, где их жизнь развивается, они сами свидетельствуют об этом.

– Как живется нашим соотечественникам в Италии?

– Жизнь в диаспоре очень непростая. Но общение в приходе очень вдохновляет, оживляет. Люди поддерживают связи, помогают друг другу и здесь, и близким на родине.
Мы очень часто совершаем паломничества по Италии, на Святую Землю, в Грецию, во Францию, бываем и в Украине, в России, в Молдавии. Это очень важно для нас.
Еще один главный аспект служения – помощь нашим соотечественникам в тюрьмах. Нам разрешают проводить в этих местах службы, общаться с заключенными, помогать им.
Мы также посещаем больницы, в которых есть наши диаспоряне, помогаем им чем можем. Принимают нас очень хорошо, все-таки страна религиозная, здесь очень почтительно относятся к священнослужителям.

В онкологическом центре Santa Chiara

Хотелось бы пожелать, чтобы, прежде всего, расцветала жизнь в Украине. Самое главное для нас – это связи с родиной. Есть они – мы живем, дышим. А если они обрываются, нам очень сложно. Вся наша диаспора – это земляки, поэтому и мы полностью зависим от развития и процветания здешней Церкви.

– Если позволите, личный вопрос: когда вы приняли монашество?

– Я думал постригаться в Киево-Печерской Лавре, но поскольку меня направили в Италию, принял монашеский постриг за границей, в Швейцарии, в скиту Воздвижения Креста Господня. Владыка Нестор при постриге назвал меня в честь святителя Амвросия Медиоланского.

С духовником иеросхим. Гавриилом (Бунге)

Настоятель этого скита, схиархимандрит Гавриил (Бунге), стал моим духовным отцом. В Лугано, в Швейцарии, тоже есть православная община, которая развивается, слава Богу.

Беседовала Елена Головина

Милан – древнее название города Инсубрия Медиоланум (Insubria Mediolanum), был основан в V в. до Р.Х., когда проживавшее там кельты были покорены римлянами. Можно представить как много он пережил за все это время, свидетелем скольких событий он оказался. Современный вид столицы Ломбардии носит отпечаток всех архитектурных стилей прошедших эпох.

Христианство в Медиолан пришло с проповедью святого апостола Варнавы, который основал здесь епископский престол. В период гонений здесь пострадали различные мученики за веру, среди которых святые Гервасий и Протасий, Назарий и Келсий. Рассвет церковной жизни города пришелся на IV столетие, когда епископом стал святой Амвросий (374-397). Большой ревнитель христианской веры, он основал много храмов и монастырей, занялся поиском мощей мучеников, произносил пламенные проповеди и строил крепкую христианскую общину города Медиолана. 
Современный вид города Милана украшают церкви и базилики, появившееся во время святительства святого Амвросия.

Piazza Duomo, 16. Открыт: 07.00-13.00, 16.00-19.00

На месте древних церковных строений стоит Кафедральный собор, поражающий своим архитектурным великолепием. Под собором сохранились останки древней базилики IV в., посвященной св. мученице Фекле. Нынешний собор был заложен в 1386 г. и завершен лишь в 1813 г.

Спустившись в крипту, расположенную под главным алтарем собора, можно поклониться реликвиям (одеждам) святых мучеников Протасия и Гервасия, тела которых были обретены святым Амвросием во времена его епископского служения. В соборе находится много мощей мучеников первых веков христианства. Раки с мощами расположены вдоль левой стороны собора. В соборе сохраняется также один из гвоздей, которым пречистое тело Спасителя было пригвождено ко Кресту. В один из дней ноября совершается память этого события и тогда гвоздь выносят для поклонения верующим.

Piazza S. Ambrogio, 15. Открыта: 07.30-12.30, 16.00-20.00

Базилика на этом месте была сооружена епископом Амвросием в период с 379 по 386 гг. Базилика являлась первой из пяти храмов, основанных святым Амвросием. 19 января 386 г. базилика была освящена в честь святых мучеников, потому что стояла на месте их погребения. Среди них известны имена святых Виталия, Валерии, Набора, Феликса и Виктора. Здесь же после смерти святителя Амвросия в 397 г. было погребено его тело. В последующие века церковь достраивалась, приобретала новые архитектурные компоненты и украшалась изнутри. Под главным алтарем расположена крипта, в которой почивают мощи святителя Амвросия Медиоланского в окружении мучеников Гервасия и Протасия (I в.).

Piazza S. Nazaro in Brolo, 5. Открыта: 08.00-12.30, 16.00-19.00

Церковь святого мученика Назария была основана в 382-386 гг. святителем Амвросием Медиоланским и посвящена двенадцати апостолам, чьи частицы мощей сохранялись в храме, а в настоящий момент находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.
В главном алтаре церкви стоит рака с мощами святого мученика Назария, пострадавшего в период Нероновых гонений на христиан.

Piazza S. Eustorgio, 1. Открыта: 07.45-12.30, 16.00-18,00

Базилика святого Евсторгия — Basilica di Sant’Eustorgio

Базилика святого Евсторгия посвящена девятому епископу Милана, жившему в IV в. – святому Евсторгию. Имя этого святителя стало известно благодаря тому, что он привез из Константинополя т.н. останки трех волхвов, поклонившихся Христу после Его рождения. Реликвии эти были положены в саркофаг, над которым воздвигли базилику. После смерти епископа Евсторгия храм этот стал называться его именем.

Каждый год, 6 января, в праздник Богоявления, в память об этом совершается праздничная процессия от кафедрального собора до этого храма.

Церковная жизнь Милана тесно переплетена с этим храмом. Каждый вновь рукоположенный епископ Милана должен совершить крестный ход от этого храма до кафедрального собора, символизируя Вход Господень во Иерусалим.

В 1162 г. Фридрих Барбаросса перенес останки восточных мудрецов в Кельн, и лишь в 1903 г. кардиналу Феррари удалось части мощей вернуть в Милан на прежнее место их хранения.

Православные приходы в городе Милан

Приход святителя Амвросия Медиоланского
Настоятель: архимандрит Амвросий (Макар)
Адрес: Largo Corsia dei Servi, 4 – 20122 – Milano
www.ortodossa-ambrogio.org
www.milano.cerkov.ru
e-mail: [email protected]

Приход в честь святых Сергия, Серафима и Викентия
Настоятель: архимандрит Димитрий (Фантини)
Адрес: via Giulini, angolo via Porlezza, Milano

Есть у Чаадаева мысль: обмельчавшие поколения будущего в изумлении замрут перед величием храмов, построенных в прошлом. Замрут перед мыслью, эти храмы воздвигшей, и дерзанием духа, не угасавшим долгие столетия. Тогда, быть может, родятся у них тревожные, не бытовые вопросы, и вслед за поиском ответов придет обновление веры. Прав ли тот, кто «в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес»? Возможно. Я и сам думаю, что архитектурное величие есть лишь дорожный знак, указующий на внутренний мир ушедших поколений. И мысль эту подтверждает .

Белый снаружи, как Сан-Марко, и темный внутри, почти как Нотр Дам, но веселее всё же благодаря множеству витражей. Контраст белого фасада с темным интерьером, наверное, сознателен. Снаружи, мол, радуйся, а внутри молись, сосредоточивайся. Гуляя по наружному периметру, проверь себя на знание библейских сюжетов. Вот уж где камень заговорил, а резчики не поленились. Конечно, есть Самсон, побеждающий льва. Конечно, есть Авраам с ножом и Исаак на жертвеннике. Но есть еще и Ревекка, дающая пить Элиезеру, и Иудифь с головой Олоферна, и Иаков, борющийся с Ангелом. Короче, вся Библия в лицах здесь есть – и даже больше, потому что есть еще и рыцари, бьющиеся с сарацинами, и святые, прославленные на весь мир. Дуомо снаружи – это закон Божий в камне. Ходи с детьми, показывай сюжеты и объясняй. На год работы хватит. Вспоминаю реплику Гюго, сказавшего, что величественные храмы перестали строить после изобретения книгопечатания. Раньше великая мысль искала воплотиться в здании, а потом – уместилась в книжке и легла на полку или в карман. Мысль из общего двигателя стала как бы частным делом, доступным для подчеркиваний и загибания страниц.

Со стыдом вспоминаю, как в отроческие годы ездил в Киев со школьной экскурсией и был в Софии. Боже! Какими варварами мы были тогда. Невольно думаю об этом, глядя на туристов. Не имея за спиной советского прошлого, многие туристы Запада, как и мы когда-то, не снимают кепок, не вынимают рук из карманов и ходят посвистывая с бессмысленной улыбкой на лице. При этом всюду – праздник фотовспышек.

На стене справа от входа длинный список настоятелей Дуомо и епископов Милана. Такие списки в камне – традиция Запада, надо сказать – прекрасная. Бескультурье – это беспамятство, а память, цепкая и благодарная, – это и есть культура. Мы часто склонны тут же забывать всё, что было, оттого вчерашний день кажется седой древностью, а позавчерашний гибнет, как не бывший вовсе. Вот скажите, как звали деда вашего деда? Не знаете. И я не знаю. А тут знают всех настоятелей за многие сотни лет. Первый в местном списке стоит грек Анатолон (может, Анатолий?). Сама кафедра Милана рождена апостолом Варнавой (так написано). И всего в списке, доходящем до сегодняшних дней, 144 имени. Последнее имя – кардинал Анжело Скола, архиепископ Милана. И мест еще осталось для имен десяти-двенадцати. Интересно, можно ли гадать о близости конца света по количеству оставшихся мест для имен? Наверняка, есть и здесь такие специалисты-эсхатологи, как у нас. Дескать, больше епископов не будет (места на плите нет) – значит, всё!

Могилы на полу. Завещать себя похоронить под ноги богомольцам всё же кое-чего стоит. Не в стену, а под ноги. Так часто хоронят и армяне своих предстоятелей. Есть такие примеры у грузин. Были так ли уж смиренны при жизни те, кто лег под ноги, – вопрос. Но сама традиция смиренна.

Скульптуры разительно отличны от икон. Икона всё скажет глазами, а статуя глазами ничего не скажет. Остается говорить жестами. Оттого статуи так страстно напряжены и неестественны в позах. Это их способ говорить с молящимися. И смиренный Амвросий превращается в гиганта, энергично выбрасывающего куда-то перед собой руку. А надпись у ног: «Я – Пастырь добрый» («Ego sum Pastor bonus»). Но есть здесь чудное Введение во храм. Маленькая трехлетняя Богородица, старенькие родители, архиерей вверху лестницы. Всё в белом камне и трогательно до удивления. И возле Распятия всегда хочется преклонить колени.

Дано мне знать, что Ты за нас страдал,
Но не дано всегда об этом помнить.
Чтоб помнить страсть Твою, мне нужен тайный труд…

Интересно, как здесь было всё, когда туристов не было или их количество в разы уступало нынешним наплывам?

Я пробую представить этот град
Без толп туристов (то есть без себя),
А только с теми, кто родился здесь,
Кто был намерен здесь же умереть
И (что немаловажно) здесь воскреснуть…

Обойдя собор подобием крестного хода, поднимаемся на крышу Дуомо. Тончайшая резьба на страшной высоте и множество искусно вырезанных фигур, которые не предназначены для того, чтобы их видеть. Возникает оторопь. Это торжество веры и подвиг или что-то другое? Кто прославлен этими подвигами резца: Христос или человеческий гений? И нужно ли вот так столетиями и усилиями тысяч рук отделывать углы и закоулки, которые в принципе не предназначены для молитвы и созерцания? Ладно, сейчас люди залезли всюду. Но ведь они и сейчас здесь не молятся, а тут фигуры Варвары, Екатерины, Григория Великого. Здесь может сидеть каменная птичка, изящная и тонко выделанная. Я думал когда-то, что самые великие внешние свершения (военные походы, грандиозные стройки) производятся тогда, когда энергия веры накоплена предыдущими столетиями колоссальная, а суть веры уже начала скрываться от взора великих вершителей. Так мне кажется и сейчас.

Над городом висит смог. И в тумане неподалеку, как раз на уровне соборной крыши с зарослями каменных завитушек, вертится башенный кран. Интересно, крановщик в курсе, напротив какого храма он тягает емкости с раствором? Или он посмеивается над нами? Ведь мы платим деньги за то, чтобы подняться на высоту, на которой он деньги зарабатывает. И еще можно поспорить – у нас или у него вид открывается великолепней. Всегда удивляет близость быта к святыням: парикмахерские и кондитерские на улочках старого Иерусалима, продавцы кукурузы возле стен Софии или вот этот крановщик над крышей миланского собора. Удивляет не просто близость быта к святыням, а неизбежное и даже необходимое соседство быта и святынь. В конце концов, «голос жениха и невесты», звуки «мелющих жерновов» тоже библейские признаки живого города, а не одни только звуки колокола или молитв.

Прежде, чем попасть к Амвросию (это главная цель поездки вообще), случилось оказаться в Сан-Лоренцо. Лаврентий, архидиакон папы Сикста, – один из самых известных мучеников Церкви. Его испекли на железной решетке, прижав тело к раскаленному железу рогатинами, и когда один бок сгорел, он сказал: «Можете переворачивать». После этого отдал душу Богу. Так с решеткой (как Екатерину – с острым колесом) его и изображают. Лаврентий никогда не был в Милане, но, чрезвычайно почитаемый повсюду, подви г посмертными чудесами местных христиан построить ему храм. Храм огромен, сложен частично из плит бывшего амфитеатра и во многом сохранился с IV века. Фрески, красивые, еще наивные по причине древности, такие непривычные для католических соборов, смотрят со многих стен. Уже на выходе привратник услышал, что мы говорим по-русски.

«Здесь есть мощи, которые ищут паломники из России. Наши о них мало знают», – сказал он и повел нас в один из боковых алтарей. Там под престолом со стороны священника (после Второго Ватиканского священник стоит лицом к людям), так, что мирянам никак не увидеть, лежат мощи святой Наталии. Он нам позволил зайти за престол и оставил нас с Наталией одних. Мы преклонили колени… А ведь несколько прихожанок Наталий просили нас помолиться именно у мощей своей святой. Если мы, конечно, до них доберемся. И вот добрались, не искав. Как, впрочем, почти всегда и бывает.

И уже совсем близко от места нежданной встречи с Наталией – . Я, по правде, только к нему и ехал. Вот и приехал. Это – хлеб. Всё остальное – к хлебу.

Молиться можно везде. Если нужно, то молиться и служить можно было бы и в Дуомо. Но вот в храме Амвросия молиться и служить можно хоть сию минуту. Древний, приземистый, лишенный всяких наружных украшений, этот храм, если угодно, полная противоположность огромным соборам со стрельчатыми окнами и круглыми витражами над входом. Позднейшие века заставляли храмы расти в размерах и пышно украшаться. Пышность, рожденная во славу Бога, могла собой Бога и заслонять. Здесь – нет этого. Просторно, но не громадно; строго, но не угнетающе; величественно, но не роскошно. Всё в меру, не хватает только звучания григорианского хорала.

В храме было венчание. Если бы нет, постоял бы подольше у кафедры проповедника, той самой, с которой Амвросий объяснял народу смысл псалмов, книг Бытия, апостольских посланий. Где-то здесь с горящими глазами и сердцем, поднимающимся к самому горлу, стоял и слушал епископа , будущий учитель Церкви. Такие кафедры у нас воспринимаются как нечто чисто католическое. Но они есть у греков. Есть и у нас (в Андреевской церкви Киева, к примеру, или в Почаеве). Поставь у себя в храме такую – и скажут, что ты с ума сошел или возгордился. А между тем есть одно несомненное достоинство у возвышенной кафедры проповедника. Какое? Скажу, если угодно. С этого возвышения нельзя объявлять только порядок ближайших служб и потом спускаться. И что-нибудь на всякий случай без подготовки отсюда говорить нельзя. На кафедру нужно всходить, как Моисей – на гору. Восходить, только приготовившись, неся в руках листок с планом проповеди или цитатами, проведя полночи без сна. Кафедра требовательна. Глупость, сказанная сверху, будет казаться трижды глупой, и позор неудачи будет труднее переносим. Если бы меня спросили, то я бы сказал, что «я – за» такие кафедры. Труженики слова готовились бы еще тщательнее, и их стало бы больше, а остальные просто бы не ступали на эти немногочисленные, но ответственные ступени.

Что еще удивило? «Колонна змеи» рядом с амвоном. В напоминание о медном змее, которого носили по пустыне евреи и, взглянув на который, исцелялись от укусов, стоит в храме колонна, а на ней – черного цвета змей, свившийся кольцами. Это слева. А справа – Крест как исполнение пророчества. «Как Моисей вознес змею в пустыне, так подобает вознестись и Сыну Человеческому». Сто ит подчеркнуть эту наглядную важность Ветхого Завета и его исполнение в Новом. Как и говорил Августин, ученик Амвросия: «Новый Завет скрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрыт в Новом».

Невнимание к Ветхому Завету у нас тотальное, хотя сказано, что «йота едина от Закона не прейдет». Наше сознание проходит мимо Иеремии, Иезекииля, Амоса, Захарии и т.д. без всякого к ним интереса и участия. И нет храмов, посвященных этим великим труженикам Божиим, и нет на службах рядовых чтений из их книг. Это – глубокое упущение и плод долгой бескнижности, вернее – однобокой книжности, при которой огромные части Библии остаются terra incognita и для духовенства, и (неизбежно) для народа.

Так бывает за столом: глаза бы ели, а желудок уже не вмещает. Так бывает и со знаниями, и с впечатлениями. Еще бы жадная душа ела, но голова отказывается мыслить адекватно. Полна коробочка. К тому же ноги, те самые, что волка кормят, грозят прийти в негодность от усталости и отказаться двигаться. А других у меня нет. Да и те, что есть, не очень здоровы. Всё, что я так хотел увидеть, я увидел за один длинный день, и благодарю Христа, ведущего меня по жизни за руку. Перед сном вспомнилось скульптурное изображение Ангела с мечом в Дуомо. Он словно выходит из стены, держа в одной руке меч, а в другой – весы. Весы натуральные. Они покачиваются от движения воздуха, словно на них сию же секунду взвешиваются невидимые души. И еще вспомнился образ святого с черепом в руках, возможно – Иеронима. На Западе такие изображения в чести. Под приятное гудение отдыхающих ног в голове сложились строчки:

Поставьте череп на своем столе,
Зажгите свечку, но не восковую,
А сальную. Откройте фолиант
С застежками из самой грубой кожи.
Пока свеча рождает слабый свет,
Читайте вопли Иова, псалмы
И грустные реченья Когелета.
За разом раз бросайте взгляд на череп –
Он вам оскалится улыбкой костяной,
И вдруг покажется, что он моргнул пустым
Отверстием чернеющей глазницы.
Свеча погаснет – закрывайте том
И спать ложитесь. Страшных снов не будет.
Пусть страшное безбожнику приснится,
Чтоб утром совесть с телом пробудилась…

Устройство новой церкви Московского Патриархата в Милане произошло благодаря личной инициативе православного миланца о.Димитрия (Фантини). Врач по профессии, он был пленен красотой русского православия во время туристической поездки в Россию. В 1976 г. он вступил в общину св.Николая, окормляемую о.Евлогием (Хесслером), а после ухода последнего в раскол, "оказался без церкви", по его собственным словам.
В 1980 г. Владыка Серафим (Родионов), епископ Цюрихский, викарий Экзархата Московского Патриархата в Западной Европе, посвятил Джузеппе Фантини в сан иеромонаха, с именем Димитрий и благословлением на создание новой общины. В 1983-85 гг. о.Димитрий служил во Всехсвятской церкви в Модене и в миланской румынской церкви. При этом его никогда не покидала мысль об учреждении в Милане общины, принадлежащей русской традиции.
После безрезультатных обращений в светские и религиозные инстанции с целью обрести подходящее место для богослужений, о.Димитрий снял в аренду помещение на виале Тройя, в том же доме, где жил сам. Одна из комнат была переделана под церковь, причем большинство икон было написано самим о.Димитрием. Храм был посвящен великим русским святым: преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. В ноябре 1985 г. состоялась первая божественная литургия, а в декабре того же года о.Димитрий был назначен настоятелем храма. В мае 1987 г. Владыка Серафим освятил церковь по чину освящения домового храма. На первых порах новому батюшке помогали православные священники: иерей Павел Шиалес и иеромонах Георгий Рафаэлли.
Приходская жизнь стала обретать определенные формы: её устроители, итальянцы по культуре, православные по вере, были открыты к верующим других национальностей, и в общине появились русские, украинцы, сербы, греки, болгары, итальянцы. Каноническое положение в лоне Московского Патриархата и любовь к русской духовной культуре, привлекли в церковь многих миланцев. В начале 90-х гг. община расширилась за счет "четвертой" волны русской эмиграции из республик бывшего СССР. В 1994-98 гг. важную роль в жизни прихода играл староста писатель-богослов Владимир Зелинский, который в 1998 г. был рукоположен в чин диакона в лоне Архиепископии русских приходов Константинопольского патриархата и основал новую общину в Брешии.
В сентябре 1995 г. в признание пастырских заслуг о.Димитрия, указом СВ.Синода он был возведен в сан игумена. Новое качестов жизнь прихода обрела после переезда в июне 1996 г. из тесного помещения на переферии Милана в исторический центр города, в прекрасную капеллу св.Викентия, которую ранее занимала румынская община. Историческое убранство капеллы было дополнено иконостасом и иконами, которые пишут для церкви две русские художницы. Ценным подспорьем оказался просторный зал в подполье, где теперь проводятся совместные трапезы и занятия воскресной школы.
С переездом общины на новое место к её титулованию прибавилось имя св.Викентия Сарагосского, которому была посвящени капелла. Этот испанский священномученик жил в III-IV вв., и посему принадлежит еще неразделенной церкви.
Община с 1987 г. периодически выпускает приходской листок "Паломник"("Il pellegrino"), на итальянском языке, который публикует новости приходской жизни, послания московского патриархата, богословские статьи.
В 1997 г. к общине была приписана церковь св. Анастасии, не имеющая своего прихода.

Информация (с сокращениями): http://zarubezhje.narod/italy/
Pусское православие в Италии.Страницы Михаила Талалая.

Батюшка-итальянец не говорит по-русски, но язык понимает, а миряне, россияне-украинцы-молдаване, часто не говорят по-итальянски, но тоже все понимают. Так и живут архимандрит Димитрий (Фантини) и прихожане православного храма в самом центре Милана. Любовь их объединяет, а языки человеческие и ангельские… это вторично. ФОТОГАЛЕРЕЯ

«Благослови душе моя Господа», - архимандрит Димитрий (Фантини) начинает всенощное бдение в одиночку. Иеродиакон отец Силуан (Ярославцев) приедет только к утрене. Среда - будний день, ему нужно закончить свою работу it-инженера. Настоятель русского храма на Виа Джулини в 10 минутах ходьбы от готического Миланского собора поет 103 псалом сам, чтобы не утруждать хор.

Отцу Димитрию в декабре исполнится семьдесят лет, но у итальянцев пение в крови. Вот и у него приятный голос и чувство мелодии у него неизменны с тех пор, когда в 1976 г. он, врач-ортопед Джузеппе Фантини, зашел в миланский приход Московского Патриархата.

Настоятель храма, архимандрит Дмитрий (Фантини), итальянец, служит на церковнославянском языке. Что-то наизусть, что-то по записям

Врач душ

«Я был протестант, и интересовался другими верами. Мне интересно было зайти в русскую церковь св. Николая. Красота богослужения, доброта и открытость людей меня поразили, и я стал туда ходить, - вспоминает отец Димитрий. - Через некоторое время отец Евлогий (Хесслер) поставил меня на клирос, а потом я присоединился к Православной Церкви».

Потом была туристическая поездка в Россию, и настоящий культурный шок от церквей, от монастырских служб, от Лавры в мае, хотя, казалось, бы поездка была в брежневский Советский Союз и Церковь была если не гонима, то уж и не процветала…

Между тем, община отца Евлогия ушла в раскол, и неофит, как он сам выражается, «остался без церкви». Тогда он… стал строить церковь сам. В мае 1980 г. епископ Цюрихский Серафим (Родионов) постриг его с именем Димитрий, а на зимний день свт. Николая рукоположил.

В августе 1983 г., молодой иеромонах снова едет в СССР, по городам России и Украины. «Тогда я познакомился с протодиаконом Борисом, сегодня он митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий. Мы до сих пор дружны с владыкой, я его на каждой службе поминаю», - рассказывает отец Димитрий.

Вернувшись, отец Димитрий стал служить во Всехсвятской церкви в Модене. Работу врача он не оставил. Всю неделю в больнице, а на выходных в церкви.

«Я спросил владыку Серафима, как мне теперь быть. Он ответил: «Ты врач, вот и лечи людей. В больнице лечи тела, а в храме души». Я оставался врачом до начала 1990-х гг., пока не вышел на пенсию. В этом я вижу промысел Божий: буквально на следующий год после моего ухода пенсионный возраст в Италии резко увеличили. Если бы я не успел тогда, то мне, наверное, пришлось бы работать до сих пор», - говорит отец-архимандрит.

Храм в конторе

С ноября 1984 г. по май 1985 г. о. Димитрий священствовал в миланской румынской церкви у настоятеля о. Траяна Вальдман, но очень хотелось вернуть Милану русский храм.

Места для богослужений не было, и отец Димитрий, не получив помощи в инстанциях, снял коммерческое помещение в доме на виале Карло Тройя, 11, где у него была квартира. Сам переделал его под церковь, сам написал большую часть икон. Первая литургия в новом храме в честь отцов русского монашества прп. Сергия и Серафима была совершена 10 ноября 1985 г., а в конце 22 декабря того же года о. Димитрий был назначен настоятелем нового храма. До 1993 года с ним сослужили отец Павел Шиалес (Paolo Sciales), который затем перешел в миланскую церковь Константинопольского Патриархата, и иеромонах Георгий (Рафаэлли), ушедший на покой.

В сентябре 1995 г. отец Димитрий он был возведен в сан игумена, а в 2011 г. в сан архимандрита его возвел Святейший Патриарх Кирилл, который посещал приход в 1997 и 1999 гг., когда возглавлял Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата.

Так сложилось, что в приходская жизнь стала налаживаться наладилась как раз к волне эмиграции 1990-х гг. На работу в Италию стали приезжать русские, украинцы, молдаване, болгары, югославы. Итальянцы женились на русских и украинках, и жены приводили их к православию. Так что община быстро стала многонациональной.

Разговор на иных языках

По-русски отец Димитрий не говорит, но язык понимает, причем церковнославянский даже лучше, чем современный. Службу он совершает наизусть, периодически заглядывая в служебник с кириллическим шрифтом.

Одна из посетительниц храма рассказывает, как ее охватили сомнения, и она, как могла, спросила у архимандрита: «Вот вы не говорите по-русски, я мало говорю по-итальянски, а как же мне исповедоваться?». Он ответил: «Так, как бы ты исповедовалась не мне, а Христу». Женщина вспоминает, что такой ответственной и подробной исповеди, как в тот раз, у нее долго не было.

Прихожане вспоминают такую историю. Когда-то еще в 1980-х возникла идея издавать приходской листок. Отец Димитрий не мог написать статью по-русски сам, поэтому он стал вырезать слова и буквы из русских газет и складывать из них предложения. Получалась проповедь, которую он давал прочесть своей пастве. Сегодня проповеди отца Димитрия синхронно переводит иеродиакон Силуан.

Впрочем, к отцу Димитрию приходят не только русские, но и итальянцы. Иногда приводят своих друзей католиков - и тех, кто интересуется Православием, и тех, кому просто нужно слово утешения внимательного и тактичного пастыря.

Сам архимандрит Димитрий (Фантини) говорит, что не помнит первого итальянца, присоединенного им к Церкви: «Нет, уже не помню, не могу сказать, были ли у меня какие-то эмоции при этом».

Некоторые из пришедших не просто остаются, но и сами становятся монахами и священниками. Сегодня они служат по всей северной Италии. Вот 18 июня в храм приезжали сразу несколько таких «выпускников» отца Димитрия - игумен Амвросий (Казинаско), монах-эрудит, автор продающейся на приходе книги "99 различий Православия и католицизма", и пришедший в храм еще 13 лет назад мирянином иеромонах Феофил (Барбьери), в октябре прошлого года назначенный в Новару.

Нынешний храм на виа Джулини (это ответвление от хорошо известной виа Данте, ведущей к замку Сфорца) - боковая капелла Сан-Винченцо некогда большой церкв бывшего женского монастыря, основанного в VIII в. и уничтоженного при Наполеоне. В 1944 г. в результате бомбардировок союзников от монастыря остались одни руины, восстановить удалось лишь эту небольую часть в 1968 г. Монастырь в то время возрожден не был. Оно стало коммунальным: в нем была силовая установка, кинотеатр и наконец приход Румынской Православной Церкви.

Сюда, в исторический центр, приход переехал со своей окраины в июне 1996 года. Храм передал русским друг отца Димитрия отец Траян после того, как румынская община получила бывший католический. Вернее не передал, а дал хорошую рекомендацию владельцам здания, и небогатая община смогла заключить договор за небольшую арендную плату. Отсюда и его сложное посвящение трем святым: к прп. Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому прибавился мученик Викентий Сарагосский.

Сверху помещение храма маленькое, только и разместиться, что алтарю, основному пространству и клиросу. Приходская жизнь протекает в подполье: спускаешься вниз по винтовой лестнице, а там и просторный зал, в котором и трапезная, и место для занятий воскресной школы и администрация прихода.

Скит на улице Роз

Отцу Димитрию давно хотелось основать небольшой скит в какой-нибудь живописной ломбардской деревне, чтобы можно было бы уезжать помолиться подальше от шумного Милана. В прошлому году в храм на виа Джулини привозили их Херсонской области чтимую мироточивую икону Пресвятой Богородицы «Благоуханный Цвет». Настоятель и прихожане с особой силой молились перед ней о том, чтобы Владычица помогла им найти подходящий дом.

Их горячие просьбы были услышаны. Через несколько дней одна знакомая отца Димитрия неожиданно пожаловалась ему, что ее дочь никак не может продать старый дом на Лаго Маджоре (большое озеро недалеко от Милана, на границе со Швейцарией - ред. )

Решили туда съездить, узнать, что и как. Оказалось? дом находится в паре километров от озеро в деревне Мусадино (в приходе шутят, мол «даже название русское, похоже на Шамордино»). На улице Роз. Это трехэтажное здание с садиком. Ему почти пятьсот лет, и когда-то оно принадлежало католическому монастырю. То что надо!

Вскоре епископ Корсунский Нестор благословил дом купить и основать в нем мужской скит. 15 августа отец Димитрий, отец Силуан и два алтарника из миланского храма Ион и Николай обустроились в доме, освятили храм и совершили там первую литургию. В декабре были оформлены необходимые документы, и дом перешел в собственность прихода.

На противоположном берегу Лаго Маджоре, со швейцарской стороны, подвизается давний знакомый отца Димитрий - схиархимандрит Гавриил (Бунге). Католический богослов и отшельник-бенедиктинец, отец Гавриил долгим изучением святых отцов пришел к необходимости вернуться к истоками, и в 2010 г. присоединился к Православной Церкви. Отец Димитрий периодически ездит повидать отца Гавриила в его Воздвиженский скит (Eremo Santa Croce в Каприаска).


Внешне храм мало похож на церковь. Дело в том, что раньше это был собор женского католического монастыря, но со временем монастырь закрылся, а территорию продали под соседние офисы. В итоге и собор был почти полностью разрушен - остался только эта капелла


Амфитеатр перед входом в храм раньше тоже был частью монастырской территории. Здесь был атриум и зеленые сады






В будний день на всенощной прихожан не так много, но в выходные весь переулок оказывается запружен народом



Зеваки с фресок с любопытством рассматривают что происходит в храме


Христос Вседержитель на своде считается фреской известного лобмардского живописцка эпохи Возрождения Боргоньоне

Болгарскую икону Божией Матери "Достойно есть" пожертвовала одна из прихожанок. Ей образ передала старушка-итальянка. Икона вначале была настолько темна, что изображение едва читалось. Ее убрали в алтарь, но икона постепенно обновилась

Колокольни у храма нет, поэтому миниатюрная звонница оборудована прямо в алтаре


Евангелие читается на славянском языке








Историческое фото в трапезной храма: приезд Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха) в 1997 г.


Архимандрит Дмитрий (Фантини) и схиархимандрит Гавриил (Бунге) - итальянец и немец, два православных монаха


Архимандрит Димитрий (Фантини) был в гостях у схиархимандрита Гавриила (Бунге) в марте 2013 г. Отец Гавриил подарил будущему скиту отца Димитрия частицу мощей прп. Венедикта Нурсийского, который для Италии все равно как для нас преподобный Сергий. Основатель западного монашества, настоящий «игумен земли Италийской». Отец Димитрий в ответ передал монахам крест, а иеродиакон отец Силуан схиму, вышитую на Афоне.


На стенах трапезной, которая находится в подвале храма - старинные фрески из католического монастыря, а на столах иконы, которые пишут русские иконописцы для строящегося скита


Литургия в храме обычно начинается в 10 утра, исповедь чуть раньше






Среди прихожан храма -- русские, украинцы, молдаване, румыны


Отец Дмитрий говорит проповедь на итальянском языке -- диакон переводит ее на русский




11 июня генеральный консул РФ в Милане Алексей Парамонов вручил отцу Димитрию почетную медаль консульства "за неустанный труд на благо возрождения и процветания православной идеи, устройство первой церкви Московского Патриархата в Милане

КОНТАКТЫ:
Parrocchia dei Santi Sergio e Serafino, Via Giulini angolo Via Porlezza, 20144 Milano, Italia
Тел. +39 02 860 538
Факс: +39 02 860 538
Email: [email protected]
Сайт.

Просмотров